№ 158

158. Аглаюсу Бувьенну.

[1891 г.]

Г-н Бувьенн1!

Стало быть, это вы экспонировали на набережной Малаке маленькую программу концерта2? Я с удивлением и возмущением прочел в каталоге ваше имя. Как же вы не подумали, что вам нужно мое согласие? Я крайне опасаюсь, что вы не были на концерте и программу вечера достали не там. Более чем вероятно, что вы заказали себе отпечаток, помимо тиража, заказанного и оплаченного мсье Клемансо, который был распорядителем празднества. Уже по одной этой причине оттиск следовало оставить в папке и не вынимать без моего согласия. Но я бы и не дал его вам.

Мысль, что я буду представлен на этой обзорной выставке литографии этой единственной вещью, показалась бы мне шуткой. Во всяком случае, я хочу, насколько это в моих силах, появиться перед публикой в том виде и с тем багажом, какой мне нравится. И я должен сказать, что мне не по вкусу ваша удивительная бесцеремонность. Моему другу, мсье Алексису Руару, который, как я думаю, является членом комитета, не пришло в голову, что он может выставить оттиск м-ль Кессет, не написав ей предварительно. Она ответила, что разрешает его экспонировать и дала оттиск. Вы не проявили подобную предупредительность. Соблаговолите прислать на улицу Виктор-Массе, 37, за шестью литографскими камнями, которые предоставила мне для опытов фирма Лемерсье несколько лет тому назад. К счастью, на них ничего нет. Имею честь откланяться.

Дега.


1 Бувьенн, Аглаюс (1829—1903) — французский библиофил, археолог и гравер; опубликовал аннотированные каталоги произведений Бонингтона, Шассерио, Мериона; награвировал ряд экслибрисов (экслибрис Гюго, Т. Готье и др.) и офортов с картин Делакруа Коро и т.д.
2 Речь идет о литографированной заставке к программе вечера бывших учеников Нантского лицея, сделанной Дега (см.: L. Deliteil, Le peintre-graveur illustre, vol. IX, № 58). A. Бувьенн, не спросив согласия художника, экспонировал ее на ретроспективной выставке литографии, открывшейся в Париже 21 апреля 1891 г. Дега был в ярости. Однако Бувьенн сумел оправдаться, и ссора разрешилась самым мирным образом.


Балерина со скрещенными руками (Э. Дега, ок. 1872 г.)

Пейзаж Италии (Э. Дега, ок. 1856-1858 г.)

Пляжная сцена (Э. Дега, 1869-1870 гг.)




Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки.