№ 91

91. Бракмону.

Среда, 1886 г.1

Дорогой Бракмон!
Портье, у которого вы спрашивали, будут ли снова устраивать выставку, должен был ответить вам сразу же после того, как было наконец найдено помещение, то есть неделю тому назад. Именно тогда вопрос о выставке был окончательно решен2. Открытие пятнадцатого. Нас буквально осаждают.

Как вам известно, на этой выставке могут участвовать художники, которые не послали своих работ в Салон. Это непременное условие. Что касается вас, то вы выполняете его. А ваша жена тоже?

Моне, Ренуар, Кайботт и Сислей не ответили на призыв. Деньги на расходы достали благодаря одной комбинации, которую мне сейчас некогда вам объяснять. Если входная плата не возместит этих издержек, то придется обойти с подносом всех участников выставки. Помещение менее просторное, чем нам нужно, но расположение прекрасное. Это второй этаж Мэзон Дорэ, на углу улицы Лаффит.

Ответьте мне поскорей и извините, что вам так поздно сообщили о выставке. Портье должен был сделать это неделю тому назад. Передайте привет мадам Бракмон.

Ваш старый друг Дега.

Ул. Фонтен, 19 бис.


1 В издании 1945 г. это письмо было неверно датировано 1876 г. и связано с подготовкой третьей выставки «Анонимного общества» 1877 г. Ошибка эта была исправлена Джоном Ревалдом.
2 Инициаторами организации восьмой выставки «Анонимного общества» выступили в начале 1886 г. Берта Моризо, ее муж Эжен Мане, Гийомен и самый верный"и единственный постоянный экспонент Камиль Писсарро. Трудности возникли в связи с принятием на выставку картин друзей Писсарро — пуантилистов Сера, Синьяка и сына Писсарро, Люсьена. Однако здесь Писсарронашел неожиданную поддержку у Дега, заинтересовавшегося большой композицией Сера «Воскресная прогулка в Гранд-Жатт».

Выставка состоялась с 15 мая по 15 июня 1886 г. на ул. Лаффит, 1. В ней участвовало 17 художников: Дега, Берта Моризо, Камиль и Люсьен Писсарро, Сера, Синьяк, Гоген, Бракмон и м-м Бракмон, М. Кессет, Форен, Руар, Тийо, Зандоменеги, Гийомен, Шуффенекер и Одилон Редон. Участвовавшие в седьмой выставке К. Моне, Сислей, Ренуар и Кайботт на этот раз отказались, считая для себя невозможным выставляться с пуантилистами, а также с Гогеном и Шуффенекером.

Дега показал здесь две новые серии картин «Модистки» (две картины из дюжины исполненных в 1882—1885 гг.) и «Серию обнаженных женщин, купающихся, моющихся, обсыхающих, вытирающихся, причесывающихся или дающих себя причесывать» (10 пастелей).


Голова мужчины (Э. Дега, ок. 1864 г.)

Автопортрет (Э. Дега, ок. 1863 г.)

Портрет мужчины (Э. Дега, 1864 г.)




Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки.