№ 33

33. Эжену Мане.

[Без даты]

Дорогой Мане!1 Я ходил смотреть помещение, которое вы нашли на Шоссе д'Антен2. Мне кажется, что оно не совсем подходит. Сад чудесный, но ведь нельзя пересадить растения. Первый зал, застекленный дворик, тоже хороши, но все остальное помещение слишком темно. Я просил Руара посмотреть его, но мы не успели еще об этом поговорить.

Есть еще одно помещение — кафе Гран-Балкон на Бульваре, в том же квартале, что и Комическая опера. Оно, как мне кажется, соединяет в себе все возможные преимущества: восемь хороших залов, лестница выходит прямо на Бульвар и т. д. Портье от него в восторге, и я тоже. Единственная трудность состоит в том, что надо прикрыть стены деревянной обшивкой, чтобы сохранить в целости росписи. Может быть, это будет для нас дороговато.

Передайте привет вашей грозной жене.

Дега.

Вторник, утро.


1 Мане Эжен (1833—1892) — брат Эдуарда Мане и муж Берты Моризо. Дега в 1874 г. написал портрет Эжена Мане (Париж, собр. Эрнеста Руара).
2 Возможности устройства новой, шестой выставки «Анонимного общества» обсуждались начиная с января 1881 г., причем возникли большие разногласия между самыми активными из устроителей: Писсарро и Кайботтом. Последний предлагал отказаться от участия Дега, считая, что именно его непримиримость препятствует возвращению в группу Ренуара и К. Моне, а также раздраженный тем, что Дега привлек в «Анонимное общество» слишком много своих друзей. Когда Писсарро воспротивился, Кайботт сам отказался от участия.

Дега, несмотря на слабеющее зрение и возраставшее в связи с этим стремление использовать каждую минуту своего «светлого времени» для творчества, отдает очень много энергии организации выставки. Оба упоминаемых в письме помещения были признаны непригодными. Выставка открылась 2 апреля 1881 г. в доме 35 на бульваре Капуцинок, там же, где в 1874 г. была и первая. Участвовали 15 художников: Писсарро, Берта Моризо, Гийомен, Гоген, Виньон и Дега «со своей группой»: М. Кессет, Фореном, Рафаэлли, Руаром, Тийо, Видалем, Зандоменеги.

Дега показал здесь лишь восемь работ: семь пастелей и одну скульптуру («Четырнадцатилетняя танцовщица»).

Разногласия в «Обществе» нарастали и привели в 1882 г. к тому, что Дега отказался участвовать в седьмой выставке.


Танцовщицы упражняющиеся на барре (этюд) (Э. Дега, 1873-1878 гг.)

Портрет женщины (Э. Дега, 1873 г.)

Портрет Анри Вальпинсона в детстве с гувернанткой (Э. Дега, ок. 1870 г.)




Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки.