№ 34
34. М-м Дитц Монен.
[Без даты]
Милостивая государыня!
Прошу вас, оставим портрет так, как есть. Я был настолько удивлен вашим письмом и вашим предложением ограничиться боа и шляпой, что я вам ничего не ответил1. Я говорил Огюсту и мсье Гру о вашей последней идее и полном отсутствии вкуса, которое я проявил, подчинившись ей, вы, вероятно, слышали от них об этом..
Нужно ли говорить вам, как я сожалею, что, начав работу по-своему, переделал ее по вашему вкусу. Возможно, это не слишком вежливо, и тем не менее...
Но, сударыня, я не могу продолжать, не рискуя слишком ясно дать вам понять, как сильно я оскорблен.
Во всем, что не касается моего несчастного искусства, примите дань моего восхищения...
1 Речь идет о портрете м-м Дитц-Монен, чей зять живописец Огюст де Клермон был дружен с Дега. Дега писал этот портрет в 1879—1880 гг., но после размолвки с заказчицей, пытавшейся диктовать художнику свои условия, по-видимому, уничтожил сделанное. Известны два эскиза для этого портрета, где портретируемая изображена весьма иронически: ее розовая шляпка и опустившееся на колени боа безвкусны, ее облик и манеры — вульгарны.
Анри Руар перед своим заводом (Э. Дега, ок. 1875 г.) | В кафе (Э. Дега, 1875-1877 гг.) | В кафе (Абсент) (Э. Дега, 1875-1876 гг.) |