№ 30

30. Бракмону.

[1880 г.].

Мой дорогой Бракмон! Открытие первого апреля1. Афиши будут развешаны завтра или в понедельник. Они напечатаны ярко-красными буквами на зеленом фоне. Я очень долго спорил с Кайботтом, который требовал, чтобы на афишах были имена участников. В конце концов, признаюсь, я должен был ему уступить и они будут напечатаны. Когда же, наконец, не будет этих «звезд»? Мадемуазель Кессет и мадам Мор изо ни за что не хотели, чтобы на афишах были их имена. Сделали, как в прошлом году. Имени м-м Бракмон на них тоже нет — это идиотизм. Никакие веские доводы и требования хорошего вкуса не смогут поколебать упрямства Кайботта и инертность всех остальных.

Рядом с безудержной рекламой, которую создадут де Ниттис и Моне (в «Ви модерн») наша пятая выставка должна стать вашей славой2. В будущем году я сделаю все, чтобы прекратились подобные неприятности. Меня это огорчает и унижает.

Вы уже можете приносить свои вещи. Возможно, будут поставлены два экрана-щита, один в середине зала с четырьмя окнами и другой в самом первом зале. Вы сможете разместить на них все ваши гравюры.

До скорого свиданья.

Дега.

Во время выставки имя мадам Бракмон может быть включено во вторую тысячу афиш, если вы и она того пожелаете.

Жду вашего ответа.


1 «Открытие первого апреля».— Речь идет о пятой выставке «Анонимного общества» (1—30 апреля 1880 г., улица Пирамид, 10). В ней приняли участие 18 художников: Бракмон с женой, Кайботт, Гийомен, Лебур, Берта Моризо, Дега, Мери Кессет, Форен, Левер, Руар, Зандоменеги, Тийо, Писсарро, Гоген и новички: Рафаэлли, Видаль (оба по рекомендации Дега), Виньон (по рекомендации Писсарро). Клод Моне в этом году впервые откололся от группы, представив две свои картины в Салон, чем навлек на себя презрение Дега. Ренуар и Сислей, как и в 1879 г., послали свои картины в Салон.

Дега выставил 11 произведений: в том числе, видимо, наново переписанную картину 1860 г. «Спартанские девушки, вызывающие на состязание юношей» (Лондон, Национальная галерея), «Экзамен танца. Танцовщицы за туалетом» (1880; Нью-Йорк, собр. Хавемейер) и уже упоминавшийся офорт «В Лувре». Он собирался также впервые выступить здесь как скульптор. В каталоге выставки значится статуэтка из воска «Четырнадцатилетняя танцовщица». Но Дега не успел ее закончить и показал лишь на шестой выставке в 1881 г.
2 Де Ниттис, Джузеппе (1846—1884) — итальянский живописец и гравер, учившийся и работавший во Франции; друг Мане и Дега. Де Ниттис участвовал в первой выставке «Анонимного общества», но затем вернулся в Салон в надежде получить орден Почетного легиона (награждение состоялось в 1878 г. и, как вспоминает сам де Ниттис, Дега «отнесся к этому с беспредельным презрением»). «Современная жизнь» («La vie Moderne») — еженедельник, посвященный художественной, литературной и общественной жизни, который весной 1879 г. стал издавать Жорж Шарпантье. При редакции «La vie Moderne» был выставочный зал, где начали устраивать персональные выставки художников; в июне 1879 г. здесь были показаны пастели Ренуара, в апреле 1880 г. (одновременно с пятой выставкой «Анонимного общества») состоялась экспозиция новых работ Э. Мане и в июне 1880 г.— выставка К. Моне, в 1881 г. — выставка Сислея.


Парадный портрет Рене Илера Дега (Э. Дега, 1857 г.)

Портрет Ашиля Дега (Э. Дега, 1855 г.)

Женщина с хризантемами (Э. Дега)




Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки.