№ 11
11. Бракмону.
Вторник, 1874 г.
Дорогой Бракмон1!
Бюрти2 написал мне, что пригласил вас участвовать в нашей выставке и что вы хотите встретиться и поговорить со мной. Прежде всего: открытие — 15-го3. Значит, нужно спешить. Работы должны быть представлены 6-го, 7-го или немного позже, но слишком задерживать нельзя, так как нужно успеть сделать катало ко дню открытия. Помещение просторное (бульвар Капуцинок, бывшее ателье Надара), исключительное местоположение и т. д. и т. п. Бюрти, вероятно, сообщил вам кое-какие сведения или вы хотите узнать все? Назначаю вам время свидания, которое могу изменить, если оно вас не устраивает. Во вторник, в 11 часов утра, в самом помещении. Вы его посмотрите, а потом, если будет нужно, мы поговорим.
Мы очень рады, что вы присоединяетесь к нам. Ваше участие нам не только приятно, но и полезно, вы можете быть уверены в этом.
Мане, подстрекаемый Фантеном и совершенно растерявшийся, еще отказывается4. Но, кажется, этот вопрос не решен окончательно.
Преданный вам Дега.
Ул. Бланш, 77.
1 Бракмон, Феликс (1833—1914) — французский гравер, литограф и живописец, друг Дега и Мане. Бракмон был одним из первых европейских художников, начавших собирать и изучать произведения китайского и японского искусства. По словам Поля Жамо, Бракмон еще в 1856 г. привил свое увлечение Дега, показав ему папку с гравюрами Хокусаи (P. Jamоt, Degas, Paris, 1924, p. 10). Когда же в 1862 г. супруги Дезуа открыли на ул. Риволи магазин «Жонк Шинуаз»— первый антикварный магазин предметов дальневосточного искусства, — Бракмон сделался его завсегдатаем наряду с братьями Гонкур, Уистлером, Джемсом Тиссо, Дюранти, Бодлером, Бюрти, 3. Астрюком, Дега, доктором Камю, Алексисом Руаром.
Бракмон был знатоком гравировальных техник. Его перу принадлежит книга по технике гравюры на дереве и литографии (F. Bracquemond, Etude sur la gravure sur bois et lithographie, Paris, 1897). Дега-гравер часто пользовался его советами.
В 1889 г. Бракмон стал инициатором объединения «Французские художники-граверы», в выставках которого участвовал и Дега. Бракмон, а затем его жена Мари принимали участие в выставках импрессионистов («Анонимного общества...»). Бракмона уговорил принять участие в первой выставке Бюрти.
2 Бюрти, Филипп (1830—1890) — гравер, коллекционер, художественный критик и историк искусства. В его коллекции помимо многочисленных предметов японского искусства были картины Энгра, Делакруа, Коро, Т. Руссо, Моне и других, а также прекрасное собрание эстампов Мане, Мериона, Бракмона. В 80-х гг. он уступил Дега свою коллекцию гравюр Мане.
3 «...открытие — 15-го».— Речь идет об открытии первой выставки «Анонимного общества живописцев, скульпторов и граверов». Идею организации такой выставки, по-видимому, выдвинул К. Моне еще в 1873 г. Дега принимал самое деятельное участие в организации «Общества» и ратовал за расширение его состава.
Выставка состоялась с 15 апреля по 15 мая 1874 г. в ателье знаменитого фотографа Надара в доме 35 на бульваре Капуцинок. В ней приняли участие Астрюк, Аттандю, Белиар, Буден, Бракмон, Брандон, Бюро, Гийомен, Дебра, Дега, Кальс, Колен, Латуш, Лепик, Лепин, Левер, Мейер, де Молен, Моне, Б. Моризо, Мюло-Дюриваж, де Ниттис, Огюст От-тен, Леон Оттен, Писсарро, Ренуар, Л. Робер, Руар, Сезанн, Сислей.
Дега выставил здесь десять своих работ, в том числе «Фальстарт» (ок. 1869—1872; Нью-Йорк, собр. Джона X. Уинтли), «Скачки в провинции. Экипаж на скачках» (ок. 1870—1873; Бостон, Музей изящных искусств), «Танцкласс» (1874; Париж, Лувр), гризайль «Репетиция балета на сцене» (1874; Париж, Лувр).
Показанная здесь картина К. Моне «Восход солнца. Впечатление» (Impression») дала повод критику юмористического журнала «Шаривари» Л. Леруа в насмешку окрестить всю группу «импрессионистами» (впечатленцами).
Впрочем, разговоры о «школе впечатлений» во французской пейзажной живописи велись уже давно. Еще в 1865 г. один критик назвал Шарля-Франсуа Добиньи «главой школы впечатлений».
Следует отметить, что Дега (а вслед за ним и Дюранти) был принципиальным противником этого термина. В 1877 г. он протестовал против решения большинства участников третьей выставки «Общества» принять имя «импрессионистов», а в 1879 г., в связи с подготовкой четвертой выставки, добился отказа от этого наименования. В записной книжке Дега было два проекта наименования: «IV выставка группы независимых» и «IV выставка группы независимых, реалистов и импрессионистов». Было принято первое, хотя на обложке каталога группа по-прежнему именовалась «Анонимным обществом».
4Мане считал, что битва за новое реалистическое искусство может быть выиграна лишь в официальном Салоне и потому не присоединился к «Анонимному обществу».
Фантен-Латур, Анри (1836—1904) — живописец и литограф, ученик Курбе и близкий друг Мане. Дега познакомился с ним еще в 1855—1856 гг. в парижской Школе изящных искусств, но близости между ними не было. Любопытно отметить, что Фантен не представил Дега среди сподвижников Мане и завсегдатаев кафе Гербуа в групповом портрете «Мастерская в Батиньоле» («Батиньольская школа»), выставленном в Салоне 1870 г.
Две танцовщицы на сцене (Э. Дега, ок. 1874 г.) | Портрет женщины (Э. Дега, 1867-1872 гг.) | Мадемуазель Фиокр в балете «Источник» (Э. Дега, 1867-1868 гг.) |