№ 31

31. Камиллю Писсаро.

[1880 г.]

Дорогой Писсарро, приветствую ваше усердие1. С вашими работами я побежал к мадемуазель Кессет, она тоже шлет вам свои поздравления.

Вот оттиски. Общий тон черноватый, вернее, сероватый происходит от того, что цинк, жирный сам по себе, удерживает черную типографскую краску. Пластинка недостаточно гладкая. Я догадываюсь, что в Понту азе для вас все это не так просто, как на улице Юшетт. И тем не менее необходимо иметь что-нибудь более гладкое.

Несмотря на все это, вы можете видеть, сколько возможностей в этом приеме. Вам следовало бы также поупражняться в накладывании зерен, например для того, чтобы получить небо ровного и нежного серого цвета. Это очень трудно, если верить мэтру Бракмону. Но в оригинальных гравюрах этого, быть может, легче достичь.

Вот мой способ: возьмите очень гладкую пластинку (это самое главное, вы понимаете); совершенно обезжирьте ее испанскими белилами. Предварительно растворите камедь в чистом спирте, затем лейте эту жидкость на пластинку, как фотографы льют коллодиум на свои стекла. И не забудьте так же, как они, наклонить свою пластинку, чтобы дать жидкости стечь. Жидкость испаряется, и на пластинке остается более или менее толстый слой камеди в мелких крупинках. Подвергая ее травлению, вы получаете полутон более или менее темный, в зависимости от того, травили ли вы много или мало. Это необходимо, чтобы получить ровную окраску. Эффекты более сложные вы можете получить с помощью растушевки или пальца, словом, любым нажимом на бумагу, покрывающую мягкий лак.

Ваш мягкий лак кажется мне, пожалуй, слишком жирным. Вы положили слишком много жира или сала.

Чем вы подкрашивали ваш лак? Как вы получили этот бурый тон, похожий на бистр, в последних планах рисунка? Это очень красиво.

Попробуйте сделать вещь большего размера с лучшей доской. Все, что вы пошлете мне следующий раз, я попрошу отпечатать цветной тушью2. У меня есть и другие идеи относительно цветных гравюр.

Постарайтесь сделать что-нибудь более законченное. Было бы прекрасно, если бы контуры капустных листьев были более тщательно проработаны3, Помните, что вам нужно дебютировать несколькими прекрасными досками. На днях я сам возьмусь за это.

Я слышал, что Кайботт делает из своих окон «Ангары бульвара Осман». Можете ли вы найти в Понтуазе кого-нибудь, кто бы вырезал на тонкой медной доске рисунок, который вы сами на нее перевели? Можно было бы накладывать такой трафарет на штриховой оттиск способом офорта или мягкого лака и потом при помощи доски из пористого дерева, покрытой акварелью, пропечатывать оставшиеся открытые места. Таким образом можно было бы сделать хорошие образцы оттисков, интересных по цвету. Поработайте немного над этим, если сможете. Я скоро пришлю вам мои опыты в этом роде4. Это было бы ново и экономично, и я думаю, что для начала это нам подошло бы.

Нет нужды говорить вам комплименты относительно художественных достоинств ваших «Огородов», но когда вы почувствуете, что немного освоились с этим приемом, попробуйте сделать вещи более законченные и больших размеров. Смелей!


1 Писсарро, начавший серьезно заниматься эстампной графикой с 1878 г., очень сблизился на этой почве с Дега. Оба они вынашивали планы издания журнала «День и ночь» в 1879—1880 гг. На пятой выставке «Анонимного общества» Писсарро выставил серию офортов, поразивших новизной приемов (они были оттиснуты на желтой бумаге и заключены в фиолетовые рамы). Писсарро очень высоко ценил дарование Дега. 9 мая 1882 г. он писал сыну Люсьену: «Дега, без сомнения, самый великий художник нашей эпохи» (С. Pissarro, Lettres a son fils Lucien, Paris, 1950).
2 У Писсарро в Понтуазе не было печатного пресса. Обычно он пересылал свои награвированные доски Дега, и тот отдавал их печатникам Сальмону или Делатру или сам делал с них оттиски. Известно, что Дега либо сам печатал, либо наблюдал за печатью оттисков с доски Писсарро «Стога в сумерках» в красном и красно-буром тонах, в тоне жженой сиены и в тоне прусской синей.
3 Речь идет о гравюрах Писсарро «Капустное поле», «Женщина в огороде» (мягкий лак). Дальше Дега называет их просто «Огородами».
4 «...мои опыты...» — Дега так и не осуществил их.


Портрет женщины (Э. Дега, 1867-1872 гг.)

Мадемуазель Фиокр в балете «Источник» (Э. Дега, 1867-1868 гг.)

Портрет молодой женщины (Э. Дега, 1867 г.)




Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки.