№ 19

19. Людовику Алеви.

Мениль-Юбер, Орн [сентябрь 1877 г.].

Дорогой Алеви!1 Кажется, я говорил вам в прошлую среду, что окончательно решил ехать в деревню.

Сабина2 переслала ваше письмо в имение толстяка Вальпинсона3, где мои глаза «пьют» зелень. Но погода сырая и холодная, и я не продлю этот курс лечения до 15-го, как собирался. Впрочем, если речь идет о мастерской Дюпюи, то я всегда к вашим услугам4.

Как я ни мало понимаю в этом, мне очень хочется это сделать, и я сделаю. Итак, одно ваше слово, и я покрою прекрасной мыльной пеной руки мадемуазель Бомен5.

Ваш Дега.


1Алеви, Людовик (1834—1908) — французский писатель и драматург, постоянный либреттист Ж. Оффенбаха, автор либретто к опере Ж. Бизе «Кармен» и романа «Семья Кардинал» (1873). Дега учился с ним в Лицее Людовика Великого и особенно сблизился около 1872 г. Он часто бывал в парижском доме Алеви и его жены Луизы (урожденной Бреге, чей брат Луи также был соучеником Дега), где собирались писатели, актеры, художники, а также на их даче в Дьеппе. В 1879 г. Дега изобразил Л. Алеви и Альбера Буланже-Каве в картине «Портрет друзей на сцене» (Париж, собр. Эли Алеви); в 1885 г. в Дьеппе написал групповой портрет, где Л. Алеви и его сын Даниэль были изображены вместе с А. Буланже-Каве, английским живописцем Уолтером Сиккертом и французскими живописцами Ж.-Э. Бланшем и Жерве (Провиданс, Род-Айлендская художественная школа). Около 1886 г. Дега выполнил в технике монотипии серию иллюстраций к «Семье Кардинал», которые, однако, не понравились Алеви и были использованы лишь в 1938 г. при переиздании его романа издательством «Огюст Блезо и сыновья» (См.: Ludovic Halevy, La Famille Cardinal, Paris, 1938). Дружба Дега и Л. Алеви пресеклась во время дела Дрейфуса.
2 Сабина Ней — экономка Дега.
3 Вальпинсон, Поль (1834—1894) — сын известного коллекционера Эдуарда Вальпинсона. Дега подружился с ним еще в Лицее Людовика Великого. Дега с 1859 г. часто гостил в нормандском поместье Вальпинсоиов — Мениль-Юбер (департамент Орн). П. Вальпинсон иногда именуется в письмах «буржуа из Орн». Здесь около 1860—1862 гг. были сделаны первые картины, изображавшие скачки. Дега написал два портрета П. Вальпинсона (ок. 1861 —1864; Париж, собр. м-м Жак Фурши; ок. 1868; Париж, собр. М. Герена) и изобразил его в картине «Скачки в провинции. Экипаж на скачках» (ок. 1870; Бостон, Музей изящных искусств). В 1869 и 1870 гг. он пишет два портрета детей Поля — Гортензии (Нью-Йорк, собр. Честер Дейл) и маленького Анри (Париж, частное собр.), который, видимо, изображен и в картине «Скачки в провинции». В 1884 г. в Мениль-Юбер Дега работал над терракотовым бюстом Гортензии Вальпинсон.
4 «....если речь идет о мастерской Дюпюи...-» — После третьей выставки «Анонимного общества» (апрель 1877 г.) Людовик Алеви со своим постоянным соавтором Мейаком написал комедию «Кузнечик». Одним из главных ее героев был художник-импрессионист Мариньян ла Сигаль, роль которого должен был играть актер Дюпюи. Третий акт комедии разыгрывался в мастерской Мариньяна-Дюпюи, заполненной пейзажами, которые можно было рассматривать и вниз и вверх ногами. Эскизы этих пародийных пейзажей согласился выполнить Дега, заявив Алеви: «Хотя я имею основание злиться, но пьеса мне очень нравится...» Премьера комедии состоялась в театре «Варьете» 6 октября 1877 г.
5 М-ль Бомен — актриса театра «Варьете», играла в комедии Алеви и Мейака роль натурщицы Катрин. В том же третьем акте она позировала Мариньяну-Дюпюи для картины «Прачка». Эта сцена содержала намек не только на прачек Дега, но в первую очередь на картину Эдуарда Мане «Стирка», отвергнутую жюри Салона в 1876 г. и показанную публике 15 апреля — 1 мая 1876 г. на выставке, устроенной Мане в своей мастерской на ул. Санкт-Петербург.


Александр и Буцефал (Э. Дега, 1859-1861 гг.)

Семья Беллели (Э. Дега, 1858-1862 гг.)

Педикюр (Э. Дега, 1873 г.)




Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки.