№ 46
46. Бартоломе.
Париж, 5 августа 1882 г.
Я удивил вас, дорогой друг. Это правда, я падаю и поднимаюсь очень быстро.
Итак, я прибыл в понедельник вечером и нашел вашу записку, а во вторник утром на улице Байар мне уже сказали, что вы переехали накануне. Восемь дней в Этрета показались мне слишком долгими. Алеви добр, но мрачен.
Я не умею ни играть в пикет или в бильярд, ни ухаживать за дамами, ни писать пейзажи с натуры, ни просто быть приятным в обществе. Думаю, что я был им немного в тягость; вероятно, они думали, что у меня больше талантов.
Когда вы вернетесь? Я здесь один. Париж очарователен, а работа — это, кажется, единственное благо, которое мы можем иметь, когда захотим. В понедельник утром у меня сеанс: я пишу портрет Паганса, который вскоре уезжает в Испанию. Говорят, будто м-м Камю однажды даже заплакала от досады и от любви к гитаре перед своим учителем1.
Бланш прислал мне большую статью из «Стандар», где мне любезно посвящено несколько учтивых и колких строк. Я бы тоже ответил колкостью, если бы не боялся задеть еще не созревший нарыв. Он, вероятно, попытался бы вернуть себе Жерве, как человека нового, имеющего орден, и более полезного2.
1 Паганс, Лоренсо — испанский певец и гитарист-виртуоз. В 60-х гг. нередко принимал участие в музыкальных вечерах Пьера-Огюста де Га. Эдгар изобразил их вместе на двух портретах (ок. 1869, Париж, Лувр; ок. 1870, Бостон, Музей изящных искусств). Паганс фигурирует также в картине «Оркестр Оперы» (ок. 1868—1869; Париж, Лувр). М-м Камю — пианистка, жена друга Дега доктора Камю. «Портрет м-м Камю у пианино» (Цюрих, собр. Эмиля Бюрле) был отвергнут жюри Салона 1869 г. В Салоне 1870 г. Дега выставил «Портрет м-м Камю в красном» (Лондон, собр. Герберта Колемена).
2 Жерве (Жервекс), Анри (1852—1929) — французский живописец салонно-натуралистического направления.
Людовик Лепик и его дочери (Э. Дега, 1871 г.) | Балет «Роберт Дьявол» (Э. Дега, 1871-1872 гг.) | Три головы (Э. Дега, ок. 1871 г.) |