№ 122

122. Бартоломе.

Котере, отель «Англетер», 24 августа 1890 г.

Дорогой друг, я только что написал Руару и немного устал. В следующий раз я напишу вам подробное письмо.

Итак, Лафон, приехав из Олерона, ждал меня в По, и на следующий день утром, в среду, мы оба отправились в Котере. В Лурде остановка до 2-х часов. Видели паломничество. Сколько волнующих сцен, как будто созданных для вас! Вы, конечно, никогда не забыли бы умирающую женщину, лежащую на матрасе, положенном поперек шарабана, и ее семью, возвращающуюся из грота. Чудеса тела или души, физическая или мистическая реакция — как много можно прочесть на лицах...

Паломники понравились мне больше, чем организаторы процессии. По большей части это люди простые. Папские зуавы исполняли обязаности санитаров. Из-за своего плохого зрения я не мог видеть того, что увидели бы вы на моем месте.

Здесь я начал пить воды.

Погода прекрасная и очень жаркая. Я слишком поспешил, пообещав вам привезти рисунки гор1. В их формах нет ничего привлекательного. Я чувствую себя зажатым среди гор; пока мне ничего не нравится.

И все-таки нужно постараться разогнать скуку. Судя по этим двум дням, лечение будет тянуться долго. Говорят, Маргарита Наваррская развлечения ради написала здесь свои сказки. Я не смогу сделать то же самое; впрочем, я их никогда не читал.

Не встретил никого, с кем было бы интересно побеседовать.

Почему для своих занятий скульптурой вы выбрали именно это время?

Здесь у нас — Сара Бернар2, с ней только Дамала, так как ее муж вернулся на родину. Здесь был Каролюс Дюран3 в костюме, достойном его, сделанном для Чили или для славы.

Пишите мне. Привет венецианцу4.

Ваш Дега.

Вчера видел Эвариста Мишеля. Австриец Клермон не написал ему.


1 «...привезти рисунки гор». — Дега интересовался чистым пейзажем еще во время своих итальянских путешествий, а затем в 1869 г., находясь вместе с Э. Мане в Булонь-сюр-Мер и в Сен-Валери-ан-Ко, он выполнил в технике пастели около двадцати пейзажей, изображавших в духе Будена и Добиньи прибрежные пляжи, парусники в море, облака. В 1890 г. у Дега вновь пробуждается интерес к пейзажному рисунку и пейзажной живописи: в 1890— 1892 гг., гостя у Жоржа Жаннио в Диене, он выполнил более тридцати пастельных пейзажей, частично показанных в 1892 г. у Дюран-Рюэля  и, наконец, в 1898 г. в Сен-Валери-сюр-Сомм написал в технике масляной живописи свою последнюю пейзажную серию. Все эти пейзажи 90-х гг. писались по памяти в мастерской, так как Дега с его больными глазами невозможно было работать на пленэре.
2 Сара Бернар (1844—1923) — знаменитая французская актриса.
3 Каролюс Дюран, Шарль-Эмиль-Огюст (1838—1917) — модный салонный портретист.
4 Зандоменеги.


Гортензия Вальпинсон (Э. Дега, 1869-1871 гг.)

Пляжная сцена (Э. Дега, 1869-1870 гг.)

Морской пейзаж (Э. Дега, ок. 1869 г.)




Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки.