№ 110

110. Бартоломе.

Среда, 14 августа 1889 г.

Мой отель «Франция» — это порядочный отель, как говорит Лафон. Час тому назад он уехал в По.

Мадам Алексис Руар и ее племянница живут в отеле «Англетер». Я занимаю № 11, прекрасную комнату с балконом и двумя окнами. Общество очень простое, провинциальная аристократия, публика благомыслящая, не забывающая перекреститься, прежде чем приняться за суп. У меня не спросили о моей профессии. Скажите мне правду, Бартоломе, неужели о ней можно догадаться по моему лицу?

Я должен был проехать мимо Шерфила в Баньер де Бигор. После нашей трехдневной дружбы мне будет трудно ускользнуть от него, когда я вернусь в По. И тем не менее нужно снова взяться за работу и овладеть тем богатством, которое Манци стелет у моих ног1.

Что касается старых потаскух, то здесь имеется баронесса де П..., бывшая любовница Хааса, она только что прогуливалась с мадам д'А..., бывшей любовницей Хааса2. Если бы появился он сам, это сразу бы придало новый блеск моему приличному отелю!

Не есть ли скульптура (не говоря о барельефе) особое искусство, которое дает понятие о формах, но обманывает в отношении рельефа? Именно рельеф искажает и обманывает больше всего, и именно ему больше всего верят. Эти мысли могли бы завести меня далеко...


1 Манци (1849—1915) — неаполитанец, закончивший политехническую школу в Турине. Около 1872—1874 гг. переселился в Париж, где сменил ряд профессий, пока в 1881 г. не возглавил специальную репродукционную мастерскую художественной фирмы Гупиля. Он был связан с жившими в Париже итальянскими художниками Зандоменеги, де Ниттисом и другими, а также с Мане, Дега, Каррьером, Тулуз-Лотреком. Около 1889 г. Дега написал его портрет (Париж, собр. м-м Манци), изобразив Манци в лаборатории фирмы Буссо — Валадон — Манци — Жойан. Около 1889—1890 гг. Манци печатал изобретенным им способом альбом из 20 цветных] репродукций с рисунков и пастелей Дега, который сам следил за оттисками и подписал каждый альбом (Degas, Vingt Dessins. 1861—1890).
2 Хаас, Шарль (1832—1902) — крупный финансист и предприниматель. Дега познакомился с ним в салоне м-м Хоуленд.


Утесы на Краю Моря (Э. Дега, 1869 г.)

Пляж, отлив (Устье реки) (Э. Дега, 1869 г.)

Фальстарт (Э. Дега, 1869-1872 гг.)




Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки.