№ 39

39. Анри Руару.

2 мая [1882 г.]

Лафон написал мне несколько строк1. Он приедет сюда, чтобы увидеть в Салоне свой рисунок углем, и сразу же уедет обратно в свой лицей в По. У нас хорошая погода, у вас тоже, наверное? В воскресенье — великий день вернисажа. Удивительный Уистлер, слишком утонченный, но какая выдержка2.

Благородный Шаванн, немного затасканный, совершил ошибку, позволив Бонна изобразить себя преисполненным важности и прекрасно одетым, на большом портрете, с большим посвящением; здесь позирует и он и массивный стол со стаканом воды (стиль Гонкуров)3.

Мане глупый и тонкий, игральные карты, испанский trompe l'oeil, живописец... Впрочем, вы сами увидите!4

Бедняга Бартоломе5 повешен под потолком и наивно требует, чтобы ему вернули его две вещи.


1 Лафон, Поль (1847—1918) — гравер, художественный критик, историк искусства, друг Дега. Перу Лафона принадлежит наиболее значительное среди ранних исследований, посвященных жизни и творчеству Дега. См.: P. Lafоnd, Degas, Paris, 1918—1919, (2 тома, второе издание — 1922).
2 Уистлер, Джеймс Эббот Мак-Нейль (1834—1903) — американский живописец и график; жил в Лондоне, но принимал активное участие и в художественной жизни Парижа.
3 Пюви де Шаванн, Пьер (1824 — 1898) —французский исторический живописец и монументалист. Дега высоко ценил его произведения. Портрет, о котором здесь идет речь, был написан в обмен на фреску, сделанную Пюви де Шаванном в особняке Леона Бонна на ул. Бассано. Портреты Бонна чрезвычайно ценились высокопоставленными лицами Третьей республики. Дега же относился к творениям своего бывшего сотоварища по Школе изящных искусств с нескрываемой иронией, намекая на их прозаичность и напыщенность, однообразие исполнения как главных, так и второстепенных частей.
4 В Салоне 1882 г. Мане выставил картину «Весна. Жанна Демарси» (1881; Нью-Йорк, собр. Пейн Бингем) и свой шедевр «Бар «Фоли-Бержер» (1882; Лондон, институт Курто). Отзыв Дега об этих произведениях совершенно несправедлив. Впрочем, когда 30 апреля 1883 г. Мане скончался, Дега скорбно признал: «Он был более велик, чем мы думали».
5 Бартоломе, Поль-Альбер (1848—1928)— французский живописец; друг Дега. После 1887 г. оставил живопись ради скульптуры.


Репетиция балета на сцене (Э. Дега, ок. 1874 г.)

Портрет семьи Беллелли (Э. Дега, 1860-1862 г.)

Сцена войны в Средневековье (Э. Дега, 1865 г.)




Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки.