№ 12

12. Джемсу Тиссо.

Март 1874 г.

...Ну-ка, мой дорогой Тиссо1, без колебаний, без отказов. Вы должны участвовать в выставке на бульваре. Это будет полезно и нам и вам. Вы покажетесь в Париже тем людям, которые говорят, что вы покинули навсегда этот город. Мане упрямится и хочет держаться отдельно; он еще об этом пожалеет. Я вчера видел, как устроено помещение, обивка, освещение. Это не хуже, чем на любой выставке! Вот и Эннер2 (выбранный в жюри второго тура) хочет выставляться с нами. Я в волнении, работаю над этим делом энергично и, как мне кажется, с успехом. В газетах уже появляется нечто большее, чем простые сообщения о выставке, и если они еще не рискуют дать статью на целую колонку, то, кажется, все же начинают вдохновляться. Реалистическое течение уже не имеет надобности бороться с другими. Оно есть, оно существует и оно должно быть показано отдельно. Должен существовать Салон реализма. Мане этого не понимает. Право, я решительно считаю его скорее тщеславным, чем умным.

Выставляйтесь. Оставайтесь со своей страной и со своими друзьями. Клянусь вам, дело продвигается и начинает иметь успех даже раньше, чем я ожидал.

Я еще не писал Легро3. Постарайтесь его увидеть и уговорить. На него полностью рассчитывают. Он должен внести 60 франков. Нужная сумма почти собрана.

В общем, все считают, что наша затея — хорошая штука, правильно, просто и, в сущности, мужественно задуманная. Может быть, мы, как говорится, делаем черную работу, но будущее за нас...


1 Тиссо, Джемс (1836—1902) — французский живописец, с которым Дега познакомился еще в 1854 г. в мастерской Ламота. Около 1866—1868 гг. Дега написал «Портрет Тиссо в мастерской» (Нью-Йорк, Метрополитен-музей). После 1870 г. Тиссо переселился в Англию. Тиссо, как и Мане, отказался присоединиться к «Анонимному обществу». Письмо Дега к Тиссо было впервые опубликовано в английском издании писем Дега («Degas Letters», Oxford, 1947, p. 38—40).
2 Эннер в конце концов тоже отказался.
3 Легро, Альфонс (1837—1899) — французский живописец, скульптор и гравер; ученик Курбе. В 1863 г. переселился в Лондон, но продолжал выставляться в Париже. Отказавшись участвовать в первой выставке «Анонимного общества», он присоединился к нему во время второй выставки в апреле 1876 г. (см. письмо 14).


Семирамида строит город (Э. Дега, 1861 г.)

Пейзаж Италии (Э. Дега, ок. 1856-1858 г.)

Итальянский пейзаж в окне (Э. Дега, ок. 1856-1859 г.)




Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки.