Главная > О творчестве

О творчестве

Творчество Эдгара Дега

Тяга к рисованию появилась у Дега ещё в детстве. Благодаря обеспеченности семьи и поддержке отца, Дега мог заниматься живописью, не заботясь о хлебе насущном. Что бы ни задумывал Дега, он во всём стремился к совершенству.

С 20-ти лет Эдгар начинает обучение у художника Ламота, в свою очередь являвшегося учеником великого Энгра. Дега на всю жизнь сохранил любовь к ясной форме и певучим линиям Энгра. Также подражал в раннем творчестве Дега Гансу Гольбейну и Никола Пуссену, - копии их работ кисти Дега сложно отличить от оригинала.

Кумиры Дега в ранний период – Паоло Веронезе и Андреа Мантенья. Для ранних работ Дега характерен точный и резкий рисунок, зоркая наблюдательность, которая сочетается то с жестким реализмом исполнения (портрет итальянской нищенки, 1857), то со сдержанно-благородной манерой письма (рисунок головы баронессы Беллели, 1859; зарисовки брата, 1856 – 1857).

На рубеже 60-х годов XIX века основой творчества Дега является портретная живопись, однако большое внимание художник уделяет и историческим полотнам. Художник пишет такие сложные и большие работы, как «Семирамида закладывает город» (1861), «Александр и Буцефал» (1861 – 1862), «Бедствия Орлеана» (1865) и др. Работы отличает тёмный колорит и сухость формы. Исторические произведения так и остались не законченными из-за слишком высокой требовательности Дега к себе и живописи.

В начале 1860-х годов Дега начинает интересоваться сценами современной жизни, и в первую очередь – лошадьми и скачками. В 1861 году Дега знакомится с импрессионистами. Однако в полной мере причислять художника к импрессионистам нельзя. Дега прежде всего интересуется современной жизнью, не любит пленэр, считая, что воздух рассеивает внимание и предпочитая мир оперы, театра и кафешантана. Картины Дега обладают точностью изображения, нетипичной для импрессионизма. В отличии от импрессионистов, Дега был более социален, уделяя внимание повседневному, порой тяжелому труду своих современников. Если импрессионисты наибольшее внимание уделяли свету, то Дега прежде всего передаёт в своих картинах движение.

Однако с импрессионистами его всё же роднят «уловленные мгновения», трепетный, подвижный мир, постоянное движения жизни, которое у Дега передаётся через движение человека.

Одной из основных тем творчества художника стали балетные сценки, в которых Дега показывает мир грации и красоты. Его сцены балета ярки, свежи и оригинальны. Хрупкие танцовщицы предстают перед нами то в полумраке танцевальных залов, то в короткие минуты отдыха, то на сцене, в свете софитов («Танцовщица на сцене», 1878; «Голубые танцовщицы», 1890).

Немалое внимание уделяет в своём творчестве Дега и обнажённой натуре, хотя в этих работах чувствуется лишённая эротизма отстранённость. Эдгар Дега опережает Тулуз-Лотрека в изображении кафешантанов на целое десятилетие. В его картинах часто перед зрителями предстают эти любимые места отдыха парижан. Дега импонировало их таинственное искусственное освещение, атмосфера демократичности, необычности и даже некоторой вульгарности.

С годами Дега всё чаще отдаёт предпочтение пастелям, которые помогали ему передать выразительность линий рисунка. После резкого ухудшения зрения, художник обращается к скульптуре. В конце 1860 годов он начинает лепить маленькие скульптуры из воска или глины: танцовщиц, скачущих жокеев, купальщиц.

Искусству Дега присуще сочетание прекрасного, порой фантастического, и прозаического. Дега просто влекут улицы, кафе, театры, скачки, поэтому недаром его называют певцом современного ему Парижа, сумевшего показать весь блеск и нищету этого удивительного города.


Юные спартанцы тренируются (Э. Дега, 1860 г.)

Педикюр (Э. Дега, 1873 г.)

Голова женщины (Э. Дега, ок. 1873 г.)




Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки.