№ 166
166. Бартоломе.
Суббота, 27 августа 1892 г.
Представьте, я все еще здесь, хотя мне уже пора уезжать. Мне захотелось писать, и я занялся интерьерами с бильярдом1. Я полагал, что немного знаком с перспективой, но, как оказалось, я ничего о ней не знаю. Тогда я решил, что при желании можно обойтись без этих знаний, используя горизонтали и вертикали и тщательно измеряя углы в пространстве. Работал долго и с ожесточением.
1 «...я занялся интерьерами с бильярдом» — Летом 1892 г. Дега написал в Мениль-Юбер две картины, изображающие бильярдную в доме П. Вальпинсона (собр. м-м Фридман и собр. Шарля Комио). Эти весьма необычные по композиции, пониманию пространства и формы произведения выдают влияние Сезанна, ощутимое, впрочем, и в некоторых более ранних работах Дега: «Портрете неизвестного с трубкой» (Париж, собр. Роланд Балей), датированном Лемуаном около 1879 г., но, по-видимому, написанном ближе к середине 80-х гг., «Портрете Элен Руар» (1886; Париж, собр. Рене Гимпель).
Жером Оттоз (Э. Дега, 1875-1877 гг.) | Женщины, расчесывающие волосы (Э. Дега, 1875-1876 гг.) | Анри Руар перед своим заводом (Э. Дега, ок. 1875 г.) |