№ 88
88. Бартоломе.
Неаполь, 17 января 1886 г.
Дорогой друг!
Сегодня, в воскресенье, я должен был совершить прогулку в Пуццуоли на озере Фузаро, в Байи и т. д. и увидеть то, чего я никогда не видел во время моих многократных путешествий в Неаполь. Но идет дождь. Я остался дома писать письма, и это для меня не слишком тягостно потому, что я пишу вам. Ваша жена, узнав мой почерк, распечатает письмо, пока вы заняты поручениями, с которыми вы так хорошо справляетесь.
Мы скоро увидимся. Я собираюсь вернуться; я чувствую, что у меня нет сил вести подобное дело; я просто совершил паломничество в свои владения, и это единственный результат моей поездки сюда.
Вы, вероятно, найдете мое письмо грустным и, пожалуй, будете правы. Во мне странным образом борются чувство и материальные интересы, и я не могу подавить ни того, ни другого. К тому же адвокаты и поверенные внушают мне ужас. Но кому же поручить произвести оценку?
Сейчас я переписываю и перевожу множество документов (актов и контрактов), а потом, приехав со всем этим в Париж, кинусь к Руару или кому-либо другому, кто хорошо разбирается во всех интересующих меня вопросах. А весной я во всеоружии вернусь в Неаполь: мне кажется, это будет самое лучшее. Я только потерял месяц, который мог быть для меня менее мучительным.
В Париже меня не забывают, вы, мой друг, не единственный, кто мне пишет. Но никто, даже женщины, не пишут мне таких хороших, таких сердечных писем, как вы. Юный Жак теперь вхож к мадам Хоуленд, и его запас сплетен от этого только обогатится. Выносить это, должно быть, непереносимо. Я говорю о прошлом потому, что все во мне, кроме сердца, равномерно стареет. Но даже в моем сердце есть какая-то искусственность. Танцовщицы зашили его в мешок из розового атласа, чуть поблекшего, как их балетные туфли.
Мне очень хочется видеть вашу картину; рисунок, фотографию которого вы мне дали, очень хорош. Но необходимо переделывать один и тот же сюжет по десять, по сто раз. Ничто в искусстве, даже движение, не должно походить на случайность.
Отец Дега слушает Лоренцо Паганса, играющего на гитаре (Э. Дега, 1869-1872 гг.) | Мадам Камю за Фортепьяно (Э. Дега, 1869 г.) | Обрыв на берегу моря (Э. Дега, 1869 г.) |