№ 10

10. Фору.

Турин, суббота, декабрь [1873 г.]

Дорогой мсье Фор1!
Вот куда занесла меня нелегкая — в Турин! Мой отец заболел на пути в Неаполь и ничего нам не писал. Наконец, мы нашли его, и мне пришлось сейчас же поехать ухаживать за ним, и вот на какое-то время я заточен в самом сердце Пьемонта, вдали от моей живописи и всего, что составляет мою жизнь2.

Я спешил закончить картину и сделать для вас ту безделицу, которую вам хочется иметь. Стевенс тоже ждет свои две картины3. Я написал ему вчера, вам — сегодня утром, чтобы вы оба извинили меня.

Теперь мы с вами лишены поприща деятельности, хотя у меня не сгорел театр, но мне тоже негде работать. Газеты, которые я здесь читаю, изредка пишут о пожаре Оперы. Должно быть, там сейчас страшные интриги.

Прошу вас передать мои соболезнования мадам Фор. Они предназначаются и вам. Правда, они слишком запоздали.

Примите, дорогой мсье Фор, уверения в моих дружеских чувствах, и, конечно, я просил бы у вас извинения, если бы и не было несчастных событий последнего времени.

Эдгар Дега.


1 Фор, Жан-Батист — знаменитый оперный певец и крупный коллекционер. В 1872 г. он заказал Дега картину, которая должна была изображать танцкласс или экзамен танца в Опере; эта картина «Танцкласс Перро», где слева на первом плане изображена танцовщица, сидящая на крышке рояля и почесывающая спину, была на первой выставке импрессионистов в 1874 г. (ныне в Лувре). Второй вариант ее, показанный на второй выставке импрессионистов в 1876 г., также долгое время принадлежал Фору (ныне — Нью-Йорк, собр. Гарри Пейн Бингем). В 1874 г. Дега просил Фора выкупить у Дюран-Рюэля шесть картин, которые он намеревался переписать. 5 марта 1874 г. Фор выкупил за 8000 франков картины «Оркестр» (видимо, «Музыканты и раскланивающаяся балерина», исполнена в 1872 г. и частично переписана в середине 70-х г.; Франкфурт-на-Майне, Институт искусств), «Банкир» (возможно, это картина, известная под названием «Ссора»— ок. 1869 ; Нью-Йорк, Метрополитен-музей), «Лошади на лугу», «Музыканты», «Прачки», «Проездка скаковых лошадей». Он передал их Дега, присовокупив к этому еще 1500 франков с тем, чтобы художник написал для него четыре большие картины: «Розовые танцовщицы» (видимо, те же «Музыканты оркестра», но в исправленном виде), «Оркестр в опере «Роберт-Дьявол» (первый вариант этой картины, известный под названием «Балет «Роберта-Дьявола», был написан в 1872 г. и куплен Альбером Гэхтом; второй — был написан для Фора в 1876 г.; ныне Лондон, Музей Виктории и Альберта), «Большие скачки» (по всей вероятности, это картина «На скачках. Жокеи-любители около экипажа», исполненная ок. 1877—1880 гг.; Париж, Лувр) и «Большие прачки». Две первые картины были отправлены Фору в 1876 г. Что до двух других, то, несмотря на частые напоминания Фора и извинения Дега (см. письма XV—XVIII, ХСП, XCIII, XCVI), коллекционер не мог получить их до тех пор, пока не подал в 1887 г. в суд, принудивший Дега передать Фору картины, которые художник считал все еще незаконченными.
2 Дега перевез своего отца из Турина в Неаполь, где тот умер спустя два месяца, 23 февраля 1874 г.
3 Стевенс — бельгийский торговец картинами.
В письме Ашиля де Га от 16 февраля 1869 г. говорится: «Эдгар был со мной в Брюсселе. Он познакомился с господином Ван Пратом, королевским министром, который приобрел одну из его картин для своей знаменитой галереи. Эдгару это доставило, как вы понимаете, известное удовольствие и внушило наконец веру в себя и в свой на самом деле существующий талант. Во время пребывания в Брюсселе он продал еще две картины, а один очень известный торговец (Ж. Стевенс) предложил ему контракт из расчета 12 000 франков в год». Впрочем, Дега отклонил эту сделку. После франко-прусской войны связи Дега со Стевенсом возобновились.


Балерина, поправляющая пуанты (Э. Дега, 1873 г.)

Елена Карафа (Э. Дега, 1873-1874 гг.)

ggg




Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки.