№ 156

156. Де Валерну.

6 июля 1891 г.

Вы угадали, мой старый друг! Я не пишу оттого, что мне трудно писать. И если не считать коротких записок, то одна моя сестра Маргарита изредка получает от меня письма.

В эту зиму я вижу хуже, чем когда-либо, я даже не читаю газету, мне читает ее за завтраком моя экономка Зоэ. Вы, живя в своем одиноком доме на улице Садоле, по крайней мере не лишены счастья видеть.

Примерно месяц тому назад ваш друг маркиз де Сен-Поле был у меня и мы долго говорили о вас. В среду (это его приемный день) я пойду отдать ему визит. Должно быть, у него дома висит портрет, который вы для него сделали и которым он так доволен.

Я слишком медлил и не поблагодарил вас вовремя за ваш подарок — картину «Модистки», или, вернее, «Цветочницы». Я прекрасно помню эту вещь: ее романтический стиль и эту гибкую женскую руку.

Теперь я ваш должник вдвойне: из-за моего обещания и из-за этого прекрасного подарка. Этим летом я, наверное, приеду навестить вас и, конечно, не с пустыми руками.

Ах, зрение, зрение, зрение! Я вижу очень плохо, от этого я делаюсь каким-то бесчувственным, а мой ум становится все тупее и неповоротливее. Но человек, к счастью, не сообразуется со своими силами, и, несмотря ни на что, я думаю о новых работах. Я собираюсь сделать две серии литографий: первая — обнаженные женщины за туалетом, вторая — обнаженные танцовщицы1.

Так мы и живем, до последнего дня обольщая себя надеждой. И в этом наше счастье!

Соберитесь с духом и приезжайте в Париж. Вы сможете остановиться у своего старого друга, вы знаете это. Дебутен2, все такой же молодой в свои 70 лет, восседает у дверей кафе, с трубкой в зубах. Вам будет приятно встретиться с ним и с остальными. Позвольте же себе это маленькое безрассудство; когда я летом во время каникул буду в Карпентра, я постараюсь увезти вас и буду настойчивее, чем в прошлом году.

До свиданья, дорогой старый товарищ! Ваши письма доставляют мне большую радость. Пишите мне чаще. Ведь вам это легче, чем мне. Привет г-ну Лиебрасту и этому Валло. Мсье де Сен-Поле рассказывал мне о его приключении с денежным выигрышем и о его материальном благополучии.

Что вы хотели бы иметь из книг и всего прочего? Я к вашим услугам.

До скорого свиданья.

Дега.


1 Речь идет о литографиях: «Горничная, расчесывающая волосы своей хозяйке», два варианта «Женщины, выходящей из ванны» и «Вытирающаяся обнаженная» (см. L. Dеltеil, Edgar Degas. Le peintre-graveur illustre, vol. IX, Paris, 1919, № 62—65). Что же касается второй серии, то Дега ограничился лишь одним эстампом в технике мягкого лака (см. там же, № 31).
2 Дебутен, Марселен-Жильбер (1823—1902) — драматург, живописец, гравер; одним из первых применил технику гравирования сухой иглой по меди. Дебутен был другом Э. Мане и Дега, которого неоднократно портретировал. Э. Мане изобразил Дебутена в картине «Художник» (1875), а Дега около 1876 г. представил его на террасе кафе "Новые Афины" вместе с актрисой Элен Андре в картине «В кафе. Абсент» (Париж, Лувр).


Танцовщица с букетом на сцене (Э. Дега, ок. 1876 г.)

Отдых на кровати (Э. Дега, 1876-1877 гг.)

Балетная сцена из оперы Мейербера Роберт дьявол (Э. Дега, 1876 г.)




Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки.