1834, 19 июля |
в Париже родился Эдгар Дега; отец — парижский банкир Пьер-Огюст де Га, мать — креолка из Нью-Орлеана Мари-Селестина Мюссон. |
1845, 5 октября |
поступил в Лицей Людовика Великого; познакомился с Полем Вальпинсоном, Анри Руаром и Л. Алеви. |
1852 |
окончание лицея; первые успехи в рисовании. В новой квартире на ул. Мондови, 4, Дега с согласия отца превращает одну из комнат в мастерскую. Отец знакомит его с коллекционерами Лаказом, «папашей Марсилем», Эдуардом Вальпинсоном, с живописцем и гравером Грегорио Сутзо. |
1853, 23 марта |
Дега получил степень бакалавра. |
апрель |
поступил в мастерскую живописца Жозефа Барриаса; копирует гравюры Мантеньи, Дюрера, Маркантонио Раймонди, Рембрандта в кабинете эстампов Императорской библиотеки. Первое живописное произведение — портрет деда с материнской стороны, Жермена Мюссона. |
12 ноября |
поступил в парижский университет на факультет права. |
1854, июль |
путешествие в Прованс (Арль, Тараскон, Монпелье, Сетт. Ним и Авиньон), копирует картину Давида «Смерть Жозефа Бара». |
осень |
оставляет университет и поступает в мастерскую Луи Ламота. |
1854/55, зима |
поссорившись с отцом, настаивавшим на продолжении занятий в университете, живет отдельно от семьи; «Автопортрет с рисовальным углем». |
1855, весна |
примирение с отцом; учится гравировать под наблюдением Г. Сутзо. |
1855, 8 апреля |
Дега поступил в парижскую Школу изящных искусств (возможно, в мастерскую Фландрена); знакомство с Леоном Бонна, Фантен-Латуром, Эли Делоне. |
май |
посетил мастерскую Энгра. |
июль—август |
второе путешествие в Прованс (Лион, Ванн, Оранж, Авиньон, Арль); первая поездка в Италию (Флоренция, Неаполь). «Портрет Ашиля де Га в форме кадета морского училища». |
1856, лето |
второе путешествие в Италию (Неаполь, Рим, Флоренция); делает зарисовки в Сикстинской капелле. |
1857 |
третье путешествие в Италию (весной — в Риме, летом — в Неаполе, осенью — во Флоренции). В Риме посещает Французскую Академию, сближается с Гюставом Моро и гравером Турни. Пишет «Римскую нищую» и «Старуху в желтой шали». В технике офорта выполнил «Портрет Турни» и «Автопортрет в мягкой шляпе». Делает эскизы для неосуществленной картины «Встреча Данте и Вергилия». |
1858-1859 |
четвертое путешествие в Италию: весна в Неаполе, лето в Риме; копия правой части фрески Рафаэля «Пожар в Борго». |
1858, 24 июля — 4 августа |
поездка из Рима во Флоренцию с остановками в Орвьето (делает зарисовки фресок Синьорелли), Перудже, Ассизи (восхищается фресками Джотто), Ареццо. |
ноябрь |
начал работать над портретом Лауры Беллели и ее дочерей Джованны и Джулии, впоследствии превратившимся в «Портрет семьи Беллели»; копирует картину Джованни Беллини «Озерная мадонна», изучает портреты Бронзино. |
1858-1859, зима |
поездка из Флоренции в Пизу и Сьену; увлечение сьенскими тречентистами. Замыслы картин «Молодые спартанки», «Семирамида», «Дочь Яфета». |
1859, апрель |
по пути во Францию посетил Геную. Изучает генуэзские портреты Ван-Дейка. В Париже в мастерской на улице Мадам начал писать «Портрет семьи Беллели». Копирует «Портрет Анны Клевской» Гольбейна. |
1860, весна |
пятое путешествие в Италию; поездка в Падую (копия фрески Тициана «Чудо Антония Падуанского»). В Париже закончил «Молодых спартанок». |
1861 |
закончил «Семирамиду»; замысел картины «Эпизод средневековой войны. Бедствия Орлеана». |
лето |
в имении Вальпинсонов Мениль-Юбер пишет первые сцены скачек. Начал коллекционировать японские ксилографии. Знакомство с Э. Мане. Второе посещение мастерской Энгра. |
1862 |
копирует «Вступление крестоносцев в Константинополь» Делакруа; закончил «Семью Беллели». |
1863 |
работает над «Дочерью Яфета» и «Эпизодом средневековой войны»; пишет портреты Л. Бонна, Терезы де Га и «Автопортрет в расстегнутой блузе». |
1865 |
дебютирует в Салоне, выставив «Эпизод средневековой войны»; похвальный отзыв Пюви де Шаванна. Пишет: «Приветствующий Дега», «Автопортрет с де Валерном», «Портрет Терезы и Эдмондо Морбилли» (Бостон, Музей изящных искусств), «Портрет Эдуарда Мане, слушающего игру своей жены» и «Дама с хризантемами (м-м Эртель)». |
1866 |
посещает кафе Гербуа, где встречается с Э. Мане, знакомится с Ренуаром, К- Моне, Базилем, Сислеем, Э. Дюранти. Оставляет историческую живопись ради современных сюжетов. Выставляет в Салоне «Сцену во время скачек с препятствиями (Раненый жокей)»; открывает для себя мир театра; работает над картиной «М-ль Фиокр в балете «Источник». Пишет «Портрет Джемса Тиссо в мастерской». |
1867 |
выставил в Салоне два «Семейных портрета», привлекших внимание Кастаньяри. Написал «Портрет м-м Гожлен» и «Женский портрет» (Париж, Лувр). |
1868 |
копирует «Распятие» Мантеньи. Выставил в Салоне «М-ль Фиокр...». |
1868-1869 |
пишет «Портрет Дезире Дио и оркестрантов Оперы». |
1869, февраль |
поездка в Бельгию вместе с братом Ашилем; одна из картин Дега куплена министром ван Пратом. «Портрет м-м Гожлен» принят в Салон, а «М-м Камю за фортепьяно» отвергнута. |
1869, лето |
поездка с Э. Мане по побережью от Булонь-сюр-Мер до Сен-Валери-ан-Ко; в технике пастели выполнил серию пленэрных пейзажей. Впервые заинтересовался прачками и гладильщицами. Пишет «Портрет Мари Дио за фортепьяно». |
1869-1870 |
пишет два варианта портрета своего отца, слушающего гитариста Паганса (Париж, Лувр и Бостон, Музей изящных искусств), «Портрет Гортензии Вальпинсон» и картины на темы скачек: «Фальстарт» и «Жокеи перед трибуной». |
1870 |
последний раз выставляется в Салоне («Портрет м-м Гобийяр» и «М-м Камю в красном»); в печати его хвалят Т. Дюре и Э. Дюранти. |
1870-1871, осень-зима |
принимает участие в обороне Парижа от пруссаков; служит в артиллерии под началом Анри Руара. Застудил глаза, и его зрение начинает ухудшаться. Тяжело переживает гибель своего друга Кювелье, у которого он учился скульптуре. |
1871, февраль |
после капитуляции Парижа уезжает к Вальпинсонам в Мениль-Юбер; пишет «Портрет Анри Вальпинсона с няней», «Скачки в провинции. Экипаж на скачках». |
июль |
возвращается в Париж и вновь встречается с Э. Мане. |
1872 |
увлекается балетом и кафешантаном. Посещает фойе балета Оперы на улице Лепелетье. Пишет: «Балет монахинь в опере «Роберт-Дьявол» (первый вариант), «Танцкласс Меранта в Опере на улице Лепелетье», «Музыканты оркестра и кланяющаяся балерина». Дюран-Рюэль показывает в Лондоне на выставке Общества французских художников картины «Фальстарт» и «Балет монахинь в опере «Роберт-Дьявол»— последняя картина была куплена. Копирует «Похищение сабинянок» Пуссена. |
19 октября |
вместе с братом Рене отправился в Америку, чтобы навестить своих нью-орлеанских родственников. В Нью-Орлеане пишет «Даму с восточной вазой». |
1873 |
пишет «Портрет в хлопковой конторе», «Портрет Эстеллы Мюссон», «Педикюр». |
апрель |
возвращается в Париж; посещает кафе «Новые Афины», куда перебрался Э. Мане и другие завсегдатаи кафе Гербуа; зарождение идеи создания независимого общества художников и независимого «Салона реализма». |
декабрь |
едет в Турин, где серьезно заболел его отец. |