От составителя
В течение своей долгой жизни Эдгар Дега ни разу не испытал потребности сколь-нибудь подробно изложить свои взгляды на искусство. Он не писал статей, как Делакруа, не беседовал с учениками, как Энгр, не выступал с декларациями, как Курбе. Более того, он был убежден в бесполезности словесного истолкования изобразительных искусств, в принципиальной «непереводимости» их на другой язык. Поэтому он был так сдержан в письмах, чуть только дело касалось его профессии, так скуп на слова в художественных спорах и дружеских беседах, так насторожен в общении с критиками и прочей «пишущей братией», по отношению к которой он проявлял двойную осторожность, тщательно оберегая от посторонних глаз свою частную жизнь. «Я хотел бы быть знаменитым и неизвестным», — сказал он как-то молодому Алексису Руару.
Вот почему для нас представляет такой интерес каждый случай, когда этот в высшей степени независимый, замкнутый и скептический ум как бы невзначай приоткрывался то в нескольких строчках письма, то в записи-памятке в альбоме для набросков, то в резко брошенном афоризме, в одном из тех «les mots de Degas», которые потом повторяли и которых не без оснований побаивались в художественных кругах Парижа 1870—1890-х годов прошлого столетия. Так драгоценны для нас воспоминания людей, хорошо знавших его и сохранивших для потомков образ и живую мысль одного из поистине необычайных людей того времени. К сожалению, не существует свидетельств самых близких и самых старых друзей Дега — Поля Вальпинсона, Эвариста де Валерна, Анри Руара и Алексиса Руара, которые могли бы поведать о молодом и зрелом художнике — сподвижнике Эдуарда Мане и участнике первых выставок импрессионистов. Амбруаз Воллар, Даниэль Алеви, Поль Валери и даже Джордж Мур, чьи воспоминания приведены в этом сборнике, соприкасались с Дега в более поздние годы.
Сосредоточив внимание на собственных высказываниях художника и на воспоминаниях, мы почти не интересовались суждениями о нем критиков-современников; при желании читатель может познакомиться с ними в приложении к первому тому классического четырехтомного труда академика Поля-Андре Лемуана «Дега и его творчество» (P.-A. Lemoisne, Degas et son oeuvre, I—IV, Paris, 1946—1949).
Наконец, в качестве предисловия к сборнику мы сочли весьма уместным предпослать едва ли не лучший из существующих трудов о Дега, написанный выдающимся русским ученым Я.А. Тугендхольдом, изданный в 1922 году ничтожным тиражом, незаслуженно забытый у нас и вообще неизвестный зарубежным специалистам.
В. Прокофьев.
Концерт-кафе: Ария собаки (Э. Дега, 1875-1878 гг.) | Сидящая танцовщица поправляет балетки (Э. Дега, 1875-1876 гг.) | Площадь Согласия (Э. Дега, 1875 г.) |