Хронологическая канва жизни и творчества Дега

1 - 2

1874, февраль отец Дега скончался в Неаполе, оставив дела своего банка в запутанном состоянии.
12 февраля мастерскую Дега посетил Эдмон де Гонкур.
15 апреля — 15 мая первая выставка «Анонимного общества живописцев, скульпторов и граверов». Дега выставил десять своих работ. Критик журнала «Шаривари» Луи Леруа окрестил экспонентов «импрессионистами».
Дега написал первый вариант «Репетиции балета на сцене» (Париж, Лувр), «Портрет Эжена Мане», «Насилие (Интерьер)», первый вариант «Танцкласса Перро» (Париж, Лувр), «Па-де-де на сцене» (Лондон, Институт Курто). Певец Фор покупает несколько картин Дега.
1875 банкротство Ашиля де Га; чтобы спасти брата, Эдгар распродает свою коллекцию старых мастеров. Пишет «Площадь Согласия. Граф Лепик с дочерьми)», «М-м Жинто перед зеркалом». Начинает увлекаться литографией («М-ль Бека в кафешантане «Дез Амбассадер»).
1876, апрель вторая выставка «Анонимного общества». Дега показал двадцать четыре работы. Презрительный отзыв о выставке Альберта Вольфа в «Фигаро» и выступление в ее защиту Э. Дюранти (книга «Новая живопись»).
Пишет картины: «В кафе. Абсент», «Танцкласс. Адажио», «Танцовщица на сцене. Звезда», первый вариант «Танцовщицы с букетом».
1877, апрель третья выставка «Анонимного общества». Дега выставил двадцать пять работ. Жорж Ривьер издает журнал «Импрессионист». Дега пишет серию картин на темы кафешантана, а также «Ночное кафе на Монмартре. Женщины в кафе», «Танцовщицы у штанги», «Репетиция под аккомпанемент скрипки» (Нью-Йорк, музей Фрика) и «Прачки, несущие белье». Участвует в постановке комедии Алеви и Мейака «Кузнечик».
Дега все чаще предпочитает работать в технике пастели.
1878, апрель посещает ретроспективную выставку Домье; копирует литографию Домье «Законодательное чрево». Муниципальный музей в По приобретает «Портрет в хлопковой конторе». Т. Дюре публикует книгу «Живописцы-импрессионисты».
1879, 10 апреля — 10 мая четвертая выставка «Анонимного общества». Дега выставил двадцать пять работ. Познакомился с Гогеном. Написал портреты Э. Дюранти и Д. Морбилли, картину «Мисс Лола в цирке Фернандо»; исполнил серию пастелей и монотипий, посвященных обитательницам публичных домов. В живописи Дега появляется новый тип композиции — резко вытянутой по горизонтали, как бы «широкоэкранной».
1880, апрель пятая выставка «Анонимного общества». Дега показал пятнадцать картин и офортов (офорты выставил впервые; также впервые показал «Молодых спартанок», предварительно переписав их, но сохранив первоначальную дату). Ш. Эфрусси впервые печатает обзор выставки в «Gazette des Beaux-Arts»; Д. Мартелли читает в Ливорно лекцию об импрессионизме.
Вместе с Писсарро, Кайботтом и М. Кессет Дега собирается издавать журнал «День и ночь». Пишет «Опускающийся занавес», первый вариант картины «Вид из ложи. Танцовщица с букетом и дама с веером», «Ожидание», «Отдых танцовщиц»; делает иллюстрации к роману Алеви «Семья Кардинал»; экспериментирует с различными эстампными техниками; работает над восковой скульптурой «Четырнадцатилетняя танцовщица».
1881, апрель шестая выставка «Анонимного общества». Дега показал скульптуру «Четырнадцатилетняя танцовщица» и семь картин. Пишет «Перед скачками. Жокей у столба».
1882 отказался участвовать в седьмой выставке «Анонимного общества», протестуя против принятия Ренуара и К. Моне, выставлявшихся также в официальном Салоне. Пишет первых «Модисток»; все чаще обращается к изображению моющихся, вытирающихся, причесывающихся женщин. Пишет «Гладильщицу против света».
июль провел в Этрета в гостях у Л. Алеви.
сентябрь поездка в Швейцарию.
1883 Дюран-Рюэль устраивает в Лондоне выставку импрессионистов, на которой фигурировало семь работ Дега.
1884, август — сентябрь провел в Мениль-Юбер, где работал над скульптурным бюстом Гортензии Вальпинсон. Пишет «Гладильщиц» (Париж, Лувр).
1885, июнь Дюран-Рюэль устроил выставку импрессионистов в Брюсселе, в которой участвовал и Дега.
август ездил в Гавр и Мон-сен-Мишель; гостил в Дьеппе у Л. Алеви, где написал групповой портрет Д. и Л. Алеви, У. Сиккерта, Ж-Э. Бланша, Жерве и Буланже-Каве. Пишет большую картину «У модистки» (Чикаго, Институт искусств). Резкое ухудшение зрения.
1886, январь поездка в Неаполь.
15 мая — 15 июня восьмая выставка «Анонимного общества». Дега показал серию «Модисток» и серию «Обнаженных женщин, купающихся, моющихся, обсыхающих, вытирающихся, причесывающихся или дающих себя причесывать». Пишет серию картин по мотивам балета «Бергамские близнецы». Дега предоставил Дюран-Рюэлю исключительные права на покупку своих произведений.
1888 проводит лето на курорте Котере (Пиренеи) и отныне ездит туда почти каждый год.
1889 отказался от участия во Всемирной выставке в Париже.
сентябрь вместе с Больдини ездил в Испанию и в Танжер. Торнлей издает альбом из пятнадцати литографий Дега.
1890 Дега снова начинает коллекционировать старых и современных мастеров.
сентябрь — октябрь поездка по Бургундии с Бартоломе. Гостит у Жаннио в Диене и пишет по памяти серию пейзажей. Навещает в Женеве заболевшего брата Ашиля.
1892 новое ухудшение зрения. Дега почти перестал писать маслом.
август в Мениль-Юбер пишет два этюда бильярдной. Увлекается фотографией.
В конце года выставил у Дюран-Рюэля серию пейзажей.
1893 был в Интерлакене в Швейцарии, затем — у де Валерна в Кариентра.
1895 пишет «Портрет Анри Руара с сыном Алексисом» (не закончил) и многочисленные крупноформатные изображения танцовщиц и обнаженных.
1896 ездил в Карпентра на похороны де Валерна. В составе «дара Кайботта» первые картины Дега попали в Люксембургский музей.
1897 вместе с Бартоломе ездил в Монтобан, чтобы посетить, музей Энгра. Пишет «Голубых танцовщиц» (Москва, ГМИИ им. А.С. Пушкина). Присоединился к антидрейфусарам и порвал с Л. Алеви.
1898 гостит у Бракваля в Сен-Валери-сюр-Сомм и пишет последнюю серию пейзажей («Большие деревенские пейзажи»). Шесть картин Дега фигурировали (без его согласия) на первой выставке Международного общества скульпторов, живописцев и граверов.
1899 Дега отказался участвовать во второй выставке Международного общества.
1900 на выставке «Сто лет французской живописи» фигурировал!! «Портрет в хлопковой конторе», второй вариант «Репетиции балета на сцене» (Нью-Йорк, Метрополитен-музей) и пять пастелей Дега (в том числе «Семья Мант»).
1904-1906 Дега почти ослеп, но продолжает писать крупноформатные изображения балерин.
1908-1912 Дега принужден оставить живопись; занимается только скульптурой.
1912 умер ближайший друг Дега Анри Руар. На распродаже его собрания картина Дега «Танцовщицы у штанги» была продана за 435 000 франков.
Дега вынужден покинуть свою обжитую квартиру-мастерскую на улице Виктор-Массе и переселиться на бульвар Клиши. Больше он уже не работает.
1914 в Лувр поступило собрание Исаака Камондо, в котором было много картин Дега.
1917, 27 сентября в 7 часов утра Дега скончался.
29 сентября похороны праха Дега на кладбище Монмартр.
1918-1919 четыре распродажи мастерской и собрания Дега.

К оглавлению

1 - 2


Семирамида строит Вавилон (Э. Дега, 1861 г.)

Этюд рук (Э. Дега, 1860 г.)

Леди с пляжным зонтиком (Э. Дега, 1870-1872 гг.)




Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки.