Главная > О творчестве > Портреты Дега

Портреты Дега

Парадный портрет Рене Илера Дега (Э. Дега, 1857 г.)В творческом наследии Э. Дега портреты занимают особое место и численно превосходят все остальные жанры. Это явление частично можно объяснить влиянием отца, который считал, что этот жанр обеспечит сыну достойное существование. Хотя Дега иногда жаловался на усталость и скуку, работая над портретами, тем не менее интерес его к этому жанру остался неизменен со времен работы в мастерской Ламотта. С изумительным чутьем он следует за каждым изгибом, каждой характерной неправильностью, вычерчивая на полотне самую душу своей модели. Он пишет портреты только тех, кто хорошо ему известен, ибо часть его метода - изображать модель в привычном ей окружении. Ему не нужны театральные занавесы, балюстрады и традиционные позы. Он наблюдает модель до тех пор, пока не изучит все оттенки ее выражения и передаст их с такой точностью и доброй проницательностью, что обнажит самое сокровенное в человеке.

Дега можно назвать хранителем и продолжателем великой классической портретной традиции. Хранитель не догмы, не каких-то внешних примет, а сущности этой традиции с ее интересом к характеру человека, который художник умеет анализировать трезвым, порою нелицеприятным образом.

До своего возвращения из Италии Дега рисовал в основном родственников, создал он и несколько автопортретов. Ощущение тихой жизни души, тонкий психологизм, одухотворенность воплощены здесь с глубиной, сопоставимой с духовными открытиями литературы столетия, и в то же время внимание к форме, отточенность линии, каллиграфия рисунка заставляют вспомнить работы Фуке и Франсуа Клуэ.

К числу наиболее известных картин Дега относится портрет его брата Ашиля (1855 г., Вашингтон, Национальная галерея). Ашиль Дега молод, ему нет еще восемнадцати лет, но он уже исполнен чувства собственного достоинства: юноша готовится к карьере морского офицера и сознает важность принятого решения. Удивительно верно передает Дега в лице и позе молодого человека это сочетание напускного и непосредственного. У Ашиля круглое детское лицо с пухлыми губами, но взгляд рассеянно-меланхоличен. По-юношески гибкая и стройная фигура, которая облаченна в темно-синий мундир с золотистыми пуговицами, кантом и аксельбантами, не лишена налета внешней красивости, в ней передано сознательное стремление выглядеть элегантным. Ашиль стоит, скрестив ноги (краем холста они срезаны ниже колен) и небрежно прислонившись к спинке кресла, на которое он опирается рукой. Четкий силуэт фигуры ясно читается на теплом красновато-сером фоне.

 

Женщина с хризантемами (Э. Дега)Как проста и уравновешенна композиция, как строг рисунок, как лаконично цветовое решение! Искусствоведы увидят в этом портрете уроки ренессансных мастеров (например, Бронзино), найдут точки соприкосновения с Шассерио ("Портрет Эрнеста Шассерио"), однако все эти воздействия уже творчески переосмыслены, они воспринимаются не как подражание, а как приобщение к определенной художественной традиции.

Прямое сопоставление с картинами предшественников помогает понять авторскую позицию Дега. Так, "Автопортрет" (1854-1855, Париж, Лувр) композиционно напоминает "Автопортрет" молодого Энгра - сходное расположение фигуры, поворот головы, жест правой руки, сжимающей карандаш. Энгр говорит о себе в "Автопортрете" как о человеке сильном и уверенном. Девизом же Дега-рисовальщика могут быть слова: "Максимальная выразительность при предельной экономии средств",- что не исключает значительно большего, чем у Энгра, арсенала используемых Дега графических приемом, а также интереса к движению.

Оставив некоторые портреты незавершенными, Дега в конце концов закончил честолюбиво задуманные большие групповые портреты. Основной заботой Дега в этом жанре первые двадцать лет была трактовка фона и соотношение фигур с окружающим пространством. После простого темного фона, такого, как в раннем «Автопортрете», последовали более сложные решения. В некоторых случаях Дега добавлял атрибуты социального статуса позирующего («Анри Руар перед своей фабрикой») или обогащал картину детально разработанной обстановкой («Коллекционер гравюр»).

Портрет Ашиля Дега (Э. Дега, 1855 г.)Семейные портреты Дега продолжал писать в Италии, где у него было много родственников. Он ставил перед собой при этом лишь одну задачу - возможно правдивее воссоздать черты лиц окружавших его людей. Однако, наделенный от природы даром особой проницательности, он уже в ранние годы за индивидуальным умел видеть общее, социально-типическое. В этом можно убедиться, всмотревшись в портрет Рене-Илера Дега (1857, Париж, Лувр), деда художника. Делец, связанный с хлебной биржей, дед Дега бежал из Франции во время революции 1789-1794 годов, с приключениями добрался до Италии и остался там навсегда. На портрете, изображающем сидящего на диване восьмидесятисемилетнего старца с почти голым черепом и лишенным старческой мягкости и мудрости властным лицом, настойчиво подчеркиваются прямые линии (полосы диванной обивки, рама картины, трость) и острые углы (резко согнутая в локте левая рука, колено, вырез жилета, уголки воротничка), как бы намекающие на несгибаемость, прямолинейность изображенного. Перед зрителем человек эгоистичный, проживший бурную, не лишенную авантюризма жизнь. Но все уже в прошлом. Сейчас это бессильный, дряхлый старик.

Дега всегда много рисовал. Рисунки выполняли у него различные функции. Это и подготовительные штудии к картинам, и вполне законченные, самостоятельные произведения. Некоторые рисунки по стилю, композиции очень напоминают ренессансные портреты (например, "Портрет Рене Дега в десятилетнем возрасте", 1855, Нью-Йорк, частное собрание), хотя классическое построение часто сочетается у Дега с трезвым анализом, присущим искусству XIX века. С годами портретные рисунки Дега становились разнообразнее по композиции и свободнее по исполнению. Выразительность рисунка дополняет иногда мазок акварели или штрих пастели.

В 1860-е годы мастер создает серию великолепных портретов, продолжающих традиции Энгра, но в то же время, неповторимо индивидуальных по стилю. В них уже ярко проступают такие характерные для творчества Дега черты, как психологическая правдивость в передаче модели, строгость и благородство колорита, изящество и утонченность цветовой нюансировки. Вскоре в этих портретах появляется и нечто более новаторское. Например, в «Женщине с хризантемами» (1865) художник смело отодвигает главную фигуру в край холста и срезает ее рамой.


Оркестр оперы (Э. Дега, 1868-1870 гг.)

Ахилл Дега (Э. Дега, 1868-1872 гг.)

Жозеф Анри Альтес (Э. Дега, 1868 г.)




Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки.