Понятие напряжения в искусстве
Напряжение – это результат взаимодействия двух сил противоположной направленности.
Пространство напряжения не является физическим, поэтому речь идёт о качестве, которое не поддаётся измерению. Напряжение более подвластно ощущению, которое похоже на вибрацию, неуравновешенность или на присутствие чего-то, чего ещё нет, порождаемого тем, что «есть».
Произведение Эль Греко «Срывание одежд» даёт ощутить невероятное напряжение сил, заключающихся в воплощённом на полотне действии. Эль Греко изображает драматический момент. На картине римские солдаты срывают с Христа одежды, готовя его к распятию.
Напряжённость выражается с помощью людской толпы, которая жестами протеста и направленностью своих взглядов создаёт определённый хаос эмоций, составляющих контраст с божественной невозмутимостью, которое излучает фигура Христа.
Спаситель вносит в постоянно движущееся и напряжённое пространство ощущение спокойствия и порядка. Его тёмно-красное одеяние также подчёркивает это, контрастируя с прочими композиционными элементами, которые выдержаны в голубых и землистых тонах, намного более приглушённых, чем туника Иисуса.
«Ирисы» - произведение Огата Корин, относится к японской живописи, к стилю школы Ринпа. Это роспись ширмы, которая состоит из шести частей. Живописец изобразил цветы, применяя синий и зелёный цвета, выделяющиеся на светлом фоне. В картине простота ирисов объединяется с необычной красотой форм и изысканностью.
Композиция отличается изяществом, от чего приобретает ещё большую эффектность. Исходящее от картины изящество, столь присущее данной школе японской живописи, базируется на напряжении, которое порождает сочетание тёмных тонов растений и светлого фонового зеленовато-золотистого цвета, в котором словно вырезаны силуэты цветов. Через талант живописца зритель чувствует живое очарование ирисов, столь мастерски усиленное светлым фоном.
Напряжение не только лишь на уровне эмоций, но и с формальной точки зрения – это элемент, который применялся и изучался живописцами в течение всего двадцатого столетия. Особенно интересовали характеристики напряжения футуристов и экспрессионистов.
На полотне Умберто Боччони, живописца-футуриста, «Уличный шум проникает в дома», композиционное напряжение выражено резким противопоставлением форм и линий в умышленно хаотичном пространстве. Это противопоставление отражает динамичную и постоянно меняющуюся реальность большого города.
Борцы. Александр Фальгьер, 1875 г.
|
Умберто Боччони. Уличный шум проникает в дом.
|
Леонардо да Винчи. Мадонна. 1510 год.
|