Главная > Гостевая > Словарь


А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Напряжение

Напряжение (Леонардо да Винчи) Напряжение – это результат взаимодействия двух сил противоположной направленности.

Пространство напряжения не является физическим, поэтому речь идёт о качестве, которое не поддаётся измерению. Напряжение более подвластно ощущению, которое похоже на вибрацию, неуравновешенность или на присутствие чего-то, чего ещё нет, порождаемого тем, что «есть».

Если говорить о напряжении, то первый приходящий на ум графический образ – это натянутый стрелой лук. Анализируя этот термин, можно понять, что напряжение – это плод двух противоположностей: силы руки, которая направляет стрелу, и тетивы лука.

Гераклит – философ Древней Греции досократовского периода, убедительно доказал, что жизнь возможна лишь благодаря борьбе противоположностей. К примеру, света и дня не было бы без темноты и ночи, а без противопоставления земли и семени не выросло бы дерево.

Девушка на дереве (Пауль Клее, 1903 г.) В плане морали зло и добро – это две противоположные стороны одной медали – одно обуславливает существование другого. Это классическая борьба противоположностей, которую греки воплотили в фигурах Аполлона, который является символом совершенства и пропорциональности, и Диониса, который воплощает в себе страсть, нерациональность и инстинкт.

Продолжая анализировать на примере графической символики, мы видим, что волнение, которое зритель испытывает, созерцая произведение искусства, обязано своим появлением напряжению между противоположностями. Подобные противоположности мы и можем проанализировать и оценить.

Чтобы на конкретных примерах определить, что такое напряжение, посмотрите на бронзовую статую, которая изображает бога греко-римской мифологии – Меркурия. Эта статуя создана итальянским скульптором Джамболоньи – одним из наиболее выдающихся представителей маньеризма.

Казнь леди Джейн Грей (Поль Деларош) В данной скульптуре мастер великолепно воплотил задуманное: бог бросает откровенный вызов законам земного притяжения. Стройное тело Меркурия, балансируя на левой ноге, удерживает равновесие. Лишь дуновение бога ветров Эола помогает сохранять ему чудодейственное равновесие.

Более пятнадцати лет потратил Джамболонья на разрешение технических задач, которые поставила перед ним идея данного произведения. И в результате возник шедевр, ставший образцом лёгкости. Эта видимая лёгкость была достигнута благодаря тщательному изучению весов и сил. Такой шедевр порождает зрительный обман – зрителю кажется, что бог парит в невесомости.


Свобода на баррикадах. Эжен Делакруа. 1830 г.
Свобода на баррикадах.
Эжен Делакруа. 1830 г.

Джамболонья Меркурий
Джамболонья.
Картина Меркурий.

Бичевание Христа (Микеланджело Меризи да Караваджо)
Бичевание Христа.
Микеланджело Меризи да Караваджо. 1607 г.



А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я



Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки.