Период поздней классики: храм Аполлона
В конце пятого века до н.э. из-за возрастания индивидуализма общественные идеалы перикловских времён потеряли смысл. Вместе с ними крушение терпит и демократический фундамент города-государства. Философ Антисфен утверждает, что «…наивысшее благо для человека – быть свободным от общества».
Былой высокий смысл собраний народа теряется. Именно на эту тему иронизирует Аристофан. В этот период для человека становится тягостным отрываться от исполнения собственных дел и тратить время на общественные должности. Эти изменившиеся взгляды греков отражаются и в произведениях искусства.
Одной из наиболее известных построек того периода являлся храм Аполлона. Одной из ярких особенностей храма была колонна коринфского ордера, которая указала рубеж новой целы и превращённой в адитон старой. Большим новшеством являлась коринфская капитель. Её создание, как говорит Витрувий «по легенде произошло так: скульптор Каллимах, который прославился утончённостью и изяществом своих работ из мрамора, обратил внимание на соломенную корзинку, которую заметил, проходя мимо гробницы. Корзинка была поставлена на растущий аканф, а её обвили молодые листья.
Пришедший в восхищение от формы и вида корзинки скульптор создал для коринфян по данному образцу несколько колонн. Он определил их соразмерность и с этого времени сформулировал правила для построек коринфского ордера». Через время нарядная коринфская капитель, которая подчеркивала красоту форм, начала широко применяться зодчими периода поздней классики и эллинизма.
Над полуколоннами целы шёл фриз с амазономахией и кентавромахией, которые были представлены в максимально экспрессивных сюжетах.
На одном из рельефов представлен грек, который добивает побеждённого кентавра.
Огромное внутреннее напряжение борющихся начинает разрушать стройность композиции. В лицах героев видны обострённо резкие чувства. На лице кентавра написана скорбь.
Лицо грека впечатляет жёсткой решимостью, которая в то же время далека от низкой злобы.
Принципиальное новаторство отразилось и в рельефе, где изображена гречанка, зовущая на помощь. Её руки разбросаны в призыве о помощи. Кентавр, в приступе дикой похоти, срывает с неё хитон, обнажая влекущую фигуру. Трактовка одежд и торса, в которых обострённо сопоставляется ткань с обнажённым телом, отличается от гармонии, видной в статуях Мойр (богинь судьбы).
Храм Аполлона Эпикурейского в Фигалии. Карл Брюллов. 1835 г. Москва, Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина.
|
Скульптурное убранство храма Аполлона. Бассы, музей.
|