Шедевры тверского иконописания
Тверская икона характеризуется самобытностью и вместе с тем многогранностью творческих решений и поисков. Иконопись занимала особенное место в культуре Северо-Восточной Руси. Присущие Тверскому княжеству в тринадцатом – первой половине четырнадцатого века художественные традиции сформировали определённые стилистические особенности живописи Древней Руси в целом, отразившись на развитии московского искусства четырнадцатого века, а позже – на художественной жизни Среднего и Верхнего Поволжья.
В восьмидесятые годы восемнадцатого века особенно популярными становятся иконы в стиле Боровиковского. Это были иконы-картины в стиле живописи Ренессанса. Среди иконописцев Торжка наибольшую известность в этот период приобретают Н.М. Грузинцев, Е.Ф. Недоносков, Н.М. Гус, А.Г. Гребеншиков.
Художественная жизнь восемнадцатого – первой половины девятнадцатого столетия была весьма интенсивной. О необыкновенном размахе художественных работ свидетельствуют сохранившиеся до наших дней росписи и ансамбли иконостасов. С 1762 года тверская губерния становится местом распространения икон, связанных со старообрядчеством.
В семнадцатом – девятнадцатом столетии прославились такие династии мастеров иконописи, как: Сухарёв, Дешёвые, Перешехоновы, Гурьевы – Прохоровы – Глазковские. У каждого из них были в Твери мастерские. Образцом иконописи для этих художников являлась московская Знаменская школа.
К шедеврам тверского иконописания относятся следующие памятники:
- миниатюры «Хроники Георгия Амартола» (XIII – XIV в., тверской мастер Прокопий).
На одной из миниатюр изображён Спас на престоле, по обеим сторонам которого находятся тверской князь Михаил Ярославович и его мать Ксения. На второй – монах Георгий, пишущий хартию. В миниатюрах отражено почитание Христа, который отображён как покровитель созидателей – строителей княжеств и храмов.
- «Богоматерь Одигитрия» (XIV в.).
Греческий тип лица Марии на иконе отвечает технике письма тверских мастеров вплоть до шестнадцатого века. Женственность лица Богоматери в соответствии с тверскими традициями иконописания не исключает твёрдости и строгости. В изображении прослеживается ясная и гармоничная тенденция письма.
Художественная значимость памятников, написанных иконописцами из Твери в тринадцатом – девятнадцатом веках определяет огромный вклад тверских художников в развитие русского искусства.
Богоматерь Одигитрия. XIV в.
|
Богоматерь с младенцем. В.Л. Боровиковский
|
Хроники Георгия Амартола. 1-я половина XIV в.
|