Звериный стиль в искусстве
Звериный стиль – это общее условное название стилизованных изображений отдельных животных, частей их тела, композиций из нескольких животных, которые широко распространены в древнем искусстве.
Этот стиль впервые возникает в бронзовом веке. Он начинает развиваться в железном веке и в искусстве раннеклассических государств. Его традиции сохранены в искусстве средневековья, а также в народном творчестве. Наибольшее развитие получил в скифском искусстве, угрофинском, культуре древних германцев и прочее. Его традиции сохраняются в искусстве средневековья и народном творчестве.
Особенную известность получил скифский звериный стиль. Реалистичность изображений в нём сочетается с некоторой условностью: местонахождение звериных фигур соответствует форме вещи, которую они украшают – животные изображались в канонических позах: борющиеся, скачущие, копытные, с согнутыми ногами, хищники, порой свернувшиеся в клубок.
Прослеживаются условные приёмы также и в передаче отдельных частей тела изображаемого животного – рога в виде завитков, пасть в виде полукруга, глаза в виде кружков. Время от времени изображалась часть звериного тела, которая служила его символом: лапы, головы, когти птиц и зверей. Встречаются изображения зверей или частей их тела, которые были помещены на изображения других животных.
Тотальное господство зооморфных сюжетов прослеживается и в творчестве восточных соседей скифов – сарматов. Бытовые вещи сарматов украшают фигурки самых разных животных: медведей, козлов, грифонов, барсов, пантер, оленей, волков. Особо на этом фоне выделяется своим богатством конская сбруя. В зверином стиле сарматов значительно усиливается схематизация и черты условности, изображения зачастую покрываются многочисленными цветными вставками.
Мастера звериного стиля зачастую совмещают в одном произведении все художественные приёмы, известные им. Однако, несмотря на эту пестроту, которой невозможно избежать, если соединить материалы разнообразных фактур и окраски, а также позаимствованные сюжеты, в произведениях звериного стиля ощущается господство единого стиля, который чужд какой-либо эклектике.
В дохристианской Европе звериный стиль отличается повышенной драматичностью и напряжённостью.
Серебряное зеркало. Келермесские курганы. VII в. до н.э.
|
Золотая царская пектораль из кургана Толстая Могила. V в. до н.э.
|
Сосуд из кургана Куль-Оба. IV в. до н.э.
|