Главная > Гостевая > Словарь


А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Шинуазери


(Шинуазри или китайщина – название происходит от франц. chinois — китайский; по-китайски «шине» - шёлковая ткань с цветочным пёстрым рисунком)

Шинуазери – это китайские мотивы, пронизанные экзотикой, а также стилистические приёмы искусства средневековья в европейской живописи, архитектуре и декоративно-прикладном творчестве (фаянс, фарфор и интерьеры) в искусстве восемнадцатого века.

Шинуазери – это стилевое направление, которое начало развиваться как ответвление стиля рококо. На протяжении трёх столетий (с семнадцатого по девятнадцатый век) влияние культуры Китая чувствовалось и в эпоху господства барокко и рококо, а также во времена Регентства.

Работавшие в данном направлении живописцы создавали несерьёзные, хотя и изящные, пасторальные картины. Персонажами таких сюжетов на «китайский манер» были воины и танцоры, императоры и их наложницы.

Художники, работающие в стиле рококо, не ставили перед собой цель показать жизнь такой, как она есть на самом деле. Их картины имели мало общего с реальной действительностью и были достаточно иллюзорны. Китай, каким его изображал Франсуа Буше, был скорее похож на Версаль Людовика XV, который являлся основным заказчиком подобных картин.

Производство французского фарфора спонсировала фаворитка Людовика XV маркиза де Помпадур. Она же являлась и большой поклонницей в живописи стиля шинуазери. По её заказу Франсуа Буше создал на тему Китая серию картин.

Шинуазери или китайский стиль является одним из наиболее устойчивых и сильных течений в европейской культуре. Рассказы купцов семнадцатого века и Марко Поло об удивительных приключениях и породили этот стиль. Перед глазами слушателей представал таинственный Восток и фантастический мир Китая. Он воспламенял воображение европейцев экзотическими видениями таинственной и манящей страны.

Блеск и роскошь восточных товаров будоражила воображение, и тяга к их богатству и экзотике перерастала в лихорадочный ажиотаж по мере того, как в Европу начали попадать вещи из Китая.

В конце семнадцатого века европейскую аристократию захватило повальное увлечение китайским фарфором. Серебряная и золотая посуда всё также символизировала богатство и роскошь, но она уже не являлась конкурентом лёгких и утончённых изделий из фарфора. Причём фарфоровая посуда была более гигиенична – ведь отмыть её гладкую поверхность было совсем не сложно.

Нежность в саду (Федерико Андриотти)
Дама с китайским зонтиком (Ф. Буше, 1740 г.)
Леди в гондоле (Жан-Габриэль Домерг )

Бульйонная чаша (А. де Сент-Никола, I половина XVIII в.)
Бульйонная чаша.
А. де Сент-Никола.
I половина XVIII в.

Чайный столик с подносом (I половина XVIII в.)
Чайный столик
с подносом.
I половина XVIII в.

Дама и служанка (Ф. Буше, 1742 г.)
Дама и служанка.
Ф. Буше.
1742 г.



А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я



Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки.