Главная > Гостевая > Словарь


А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Маковский К. Е.: творчество


(2 июля 1839 г. — 30 сентября 1915 г.)

Константин Егорович Маковский Маковский Константин Егорович – мастер живописи, известный российский художник, представитель академического искусства, позже – художник-передвижник. Многие из его исторических картин показывают идеализированный взгляд на российскую действительность в предыдущие века («Наряд русской невесты», 1889 г.).

Подлинный авторитет к художнику пришёл после создания полотна «Балаганы на Адмиралтейской площади», 1869 г., где жанровой сцене придан невероятный монументальный размах. На масленичном гулянии представлен, как отметил В. В. Стасов, образ «всего Петербурга». Критик очень высоко оценил эту работу.

В картине проявился главный дар Маковского – талант художника-режиссёра, который к тому же умеет придавать предметам особый колористический лоск. Этот лоск, совместно с усиливающимся влечением к средневековым и экзотическим темам, отдалённым от «злобы дня», надолго формирует за художником репутацию «салонного художника». Его более политически ангажированный младший брат словно служил ему наглядным укором.

Крестьянский обед во время жатвы (К. Маковский. 1871 г.) Но на деле искусство мастера было в высшей мере стилистически перспективно, в этом его можно сравнить с искусством «салонного» Г. Семирадского. Произведения Маковского открывали прямой путь к модерну и символизму, с их упоением сверхреальной, божественной красотой. Развитию же «режиссёрского» дара способствовала любовь художника к оперным домашним спектаклям, в которых сам он выступал как незаурядный певец.

Выработав свой собственный эффектный и изящный стиль, К. Маковский постепенно стал отходить от коллективных форм художественной жизни. Он превратился в «маэстро», с определенным кругом предпочитаемых тем, приёмов и живописных жанров.

Ещё в ранние годы Маковскому стали заказывать портреты, и вскоре он стал модным портретистом. Подвижная прозрачная фактура, внимание к красивому антуражу, красочность его работ способствовали небывалой популярности живописи Маковского.

Народное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге (К. Маковский. 1869 г.) Сказочная восточная живописность была воплощена художником в масштабной картине «Возвращение священного ковра из Мекки в Каир», 1876 год. В 1880-е – 1890-е годы живописец часто затрагивал сюжеты русской истории XVII века. На эту тему им написан целый ряд пышных «свадеб» и боярских пиров, имевших шумный успех за границей (например, картина «Поцелуйный обряд», 1895 года).

Множество ярких деталей, особая широта характерна для огромного полотна «Минин на Нижегородской площади», 1896 года, созданного для нижегородской ярмарки. Картина была помещена в особом павильоне.


Боярышня у окна (К.Е. Маковский)
Боярышня у окна.
К. Маковский.

В мастерской художника (К.Е. Маковский, 1890-е г.)
В мастерской художника.
К. Маковский. 1881 г.

Девушка в костюме Флоры (К. Маковский)
Девушка в костюме Флоры.
К. Маковский.



А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я



Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки.