Искусство ахейцев: специфика
Искусство ахейцев относится к крито-микенскому (эгейскому) периоду древнегреческого искусства и тесно связано с искусством острова Крит.
После того, как ахейцы с Балканского полуострова победили критян, во второй половине второго тысячелетия до н.э. наступает расцвет их культуры. Власти ахейцев ещё могла бы противостоять Троя, которой принадлежали господствующие позиции у северных проливов. Однако троянская война двенадцатого века до н.э. разрешила их спор в пользу ахейцев.
О мастерстве ахейских ремесленников говорит в «Илиаде» Гомер, давая подробное описание щиту Ахилла. Ахейцы создавали золотые и серебряные украшения, оружие, предметы из слоновой кости и прочих материалов.
Захоронения ахейцев вначале были обнаружены в шахтовых могилах. Позже, в конце пятнадцатого – начале четырнадцатого веков до н.э. воздвигались купольные гробницы. Это были помещения, круглые в плане, выложенные из камня, со сходящимися стенами, которые скрывали под курганной насыпью. Памятником подобного типа является гробница Атрея, которая достигает в высоту четырнадцати метров.
В Тиринфе, Микенах и прочих городах Балканского полуострова дворцовые стены были украшены фресками. Там была распространена торевтика и вазопись. При этом рельефы и монументальные скульптурные произведения создавались довольно редко. Вероятно из-за этого скульптура в эпоху Гомера была развита хуже, чем вазопись.
В тиринфских фресках выступают новые черты по сравнению с критской живописью. Изображённые древним мастером две женщины движутся в колеснице мимо деревьев. Деревья, растущие по дорожным обочинам, обозначены схематично. В данной фреске видны греческие детали: женская одежда, колесница. Контуры фигур, лошадей, повозки изображены довольно резко, формы рисунка застыли.
Изображения ахейцев отличаются большей статичностью, чем критские росписи. Отдельные детали узора, украсившего фреску, друг с другом не связаны. В нём нет подвижности и динамики формы, присущей критским орнаментам. Линия, которая в критском искусстве безупречно и полно выражает чувства и настроение художника, теперь является лишь средством изображения предметов.
В тематике памятников искусства преобладают сюжеты, связанные с борьбой.
Сокровищница Атрея (гробница Агамемнона) внутри. XIV век до н.э.
|
Сокровищница Атрея (гробница Агамемнона). XIV век до н.э.
|
Выезд охотниц. Фреска. Тиринф.
|