Деисус (иконография)
(от греч. «деисис» – моление, прошение)
Группа икон или икона, в центре которой изображён Христос. Такой тип икон чаще всего встречается в иконографии Пантократора. Справа от Христа изображена Богоматерь, а слева - Иоанн Креститель. Они находятся в традиционной позе молитвенного заступничества.
На подобных иконах могут быть изображены святые отцы, апостолы, мученики и т. д. Основной догматический смысл подобной деисусной композиции – заступничество за людской род перед лицом грозного Небесного Царя и Судии, посредническая молитва.
С течением времени деисусный ряд, который включал Христа, Богородицу и Иоанна Предтечу, расширился за счёт византийских святителей Иоанна Златоуста и Василия Великого, а также многих других святых.
В русские деисусы были включены самые почитаемые отечественные святые. Зримое воплощение в деисусе нашла одна из основных задач Земной Церкви – посредническое заступничество избранных святых перед Царём Небесным за род человеческий.
На рубеже четырнадцатого – пятнадцатого столетий в Древней Руси из деисусного ряда формировался высокий иконостас – стена из икон, которая отделила от прихожан алтарную часть.
Самый ранний пример деисуса, который дошёл до современных дней из времён Киевской Руси, включал изображение Спаса, Богоматери и Иоанна Предтечи. До того, как данная икона попала на хранение в Третьяковскую галерею, она находилась в Успенском соборе Московского Кремля, где была размещена над гробницей митрополита Филиппа.
Как считает исследователь В.Н. Лазарев, икону могли перенести из Владимира в кафедральный собор в 1518 году, когда в Москву переносили многие местночтимые образа. Так был перенесён и «Спас Эммануил с архангелами» (конец двенадцатого века).
Исследовательница О.С. Попова считает, что «Деисус», как и «Успение» были созданы в Новгороде, так как образ Христа в обеих иконах очень похож. Хотя это не единственная версия исследовательницы. Общий в этих иконах образ может восходить к одному византийскому оригиналу. Так или иначе, была ли создана икона в Новгороде или ином русском княжестве, но в дате его создания исследователи едины – он был создан на Руси в начале тринадцатого века.
В данной иконе нет особой русской выразительности или каких-то местных стилевых примет.
Спас на престоле. Деисус. Палех, XIX в.
|
Спас на престоле. Деисус. Россия, XVIII в.
|
Спас на троне. Деисус соловецкий с припадающими святыми Зосимой и Савватием Соловецкими. Палех, ок. 1800 г.
|