Искусство ахейцев: история
Искусство ахейцев относится к крито-микенскому (эгейскому) периоду древнегреческого искусства и тесно связано с искусством острова Крит.
После того, как ахейцы с Балканского полуострова победили критян, во второй половине второго тысячелетия до н.э. наступает расцвет их культуры. Господству ахейцев ещё могла бы противостоять Троя, которой принадлежали господствующие позиции у северных проливов. Однако троянская война двенадцатого века до н.э. разрешила их спор в пользу ахейцев.
К ярким памятникам ахейского искусства относятся сосуды и кубки. Их форма отличается оригинальностью и непохожа на критскую. Характер кубков из шахтовых могил шестнадцатого века отличается разнообразием. Их форме присуще изящество контуров, многие из них украшены розеттами, внешне нарядны. К примеру, прекрасный алебастровый сосуд с изгибающимися ручками сложной формы. У многих ваз декор весьма лаконичен, форма проста и сурова, силуэт неприхотлив. В известном «кубке Нестора», добытом из четвёртой шахтовой гробницы, заметна конструктивная основа чаши, несмотря на то, что ручки чаши декорированы голубками.
В ахейском искусстве преобладает жёсткость и статичность композиции. На круглых золотых бляшках, которые нашивались на их одежды, обнаруженных в шахтовых гробницах, изображены бабочки, осьминоги. При этом детали данных образов, линии их контуров сводятся к сухому орнаменту. Изделия ахейских мастеров отличаются схематичностью форм и строгой симметрией. Даже узоры спирали потеряли в сравнении с критскими произведениями искусства былую динамичность.
Кинжалы, обнаруженные в гробницах ахейцев, представляют интерес не только как образцы вооружения. Внимание в них привлекают прежде всего сцены, в них инкрустированные. Удлинённый клинок умело применяется для изображения сцен охоты: опасной борьбы льва и человека, стремительно бегущих фигурок животных.
В сравнении с искусством Крита новой темой является и охотничий сюжет. На узенькой полоске одного из кинжалов мастер поместил целый пейзаж. В сложной технике инкрустации он показал реку, с резвящимися в ней рыбами, растущие по её берегам кусты, поймавшую птицу дикую кошку. Особую привлекательность придают этим кинжалам цвета использованных материалов. Они изготавливаются из различных тонов золота, черни, меди и серебра.
Золотой ритон с головой льва. Микены. XVI век до н.э.
|
Серебряный ритон в виде оленя. Микены. XVI век до н.э.
|
Ювелирные украшения из шахтной гробницы IV и V погребального круга А некрополя Микен. XVI век до н.э.
|