Размышления

Размышления.

В истории литературы и в истории искусств глупости не меньше, чем во всеобщей истории. Эта глупость заключается в странном отсутствии любознательности у авторов. Создается впечатление, что они лишены способности задавать даже самые простые вопросы. Например, их очень мало интересуют происхождение и значение отношений, которые складываются в определенную эпоху между двумя поколениями: молодежью и стариками. Восхищение, зависть, непонимание, столкновения, усвоенные или отвергнутые приемы и методы суждения, отрицания, презрение, возврат к прошлому — все это заслуживает внимания и могло бы составить одну из самых интересных глав Комедии интеллекта. Ни в одной истории литературы не упоминается о том, что некоторые секреты стихосложения передавались с конца 16 века до конца 19-го и что среди поэтов этого периода легко узнать тех, кто пользовался ими, и тех, кому они были неизвестны.

Что может быть интереснее тех взаимных суждений художников, о которых я только что говорил?

Незадолго до смерти Клод Моне рассказал мне следующий случай. Будучи еще молодым художником, он выставил несколько полотен у одного торговца на улице Лаффит. Однажды торговец увидел, что перед его витриной остановились какой-то господин и его спутница, оба вполне буржуазного, почти величественного вида. При виде картин Моне господин не мог сдержать своего гнева, и, войдя в лавку, устроил сцену. Он не понимал, как можно выставлять такой ужас... «Я сразу узнал его», — прибавил торговец, рассказывая об этом Моне. «Кто же это был?» — спросил художник. «Домье»,— ответил торговец. Через некоторое время на картины Моне, которые все еще висели в витрине, обратил внимание какой-то незнакомец. Он остановился, долго смотрел на них, сощурив глаза, затем толкнул дверь и вошел. «Какая красивая живопись! — сказал он,— кто это сделал?» Торговец представил ему автора, который был тут же. «Ах, мсье, какой талант...» и т. д. Моне рассыпался в благодарностях и пожелал узнать имя своего почитателя. «Я — Декан»,— ответил тот уходя1.


1 Декан, Александр-Габриэль (1803—1860) — французский живописец, литограф и карикатурист романтической эпохи.

Предыдущая глава

Следующая глава


Мадам Камю за Фортепьяно (Э. Дега, 1869 г.)

Портрет Леона Бонната (Э. Дега, 1863 г.)

Портрет Джулии Беллелли (эскиз, Э. Дега, 1859-1860 гг.)




Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки.