Главная > Гостевая > Словарь


А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Обнажённая натура: история развития


Даная (Рембрандт Харменс ван Рейн) Обнажённая натура – это женская или мужская модель, позирующая художникам обнажённой. В классической древности, когда нагота считалась торжественным, праздничным обличием, появилась необходимость в изучении и воссоздании прекрасного обнажённого тела человека. До наших дней сохранилось имя Фрины – обнажённой модели Праксителя – греческого скульптора IV в. до н.э.

Фактически ни один из известных художников не прошёл мимо сюжетов с участием обнажённых героев. Должное внимание обнажённой натуре уделили романтики, затем экспрессионисты. Несмотря на изменение живописных принципов, эта тема волновала художников во все периоды и века.

И. В. Гёте говорил о том, что человеческая фигура не может быть увидена по-настоящему лишь при помощи осмотра её внешних форм. Чтобы понять устройство фигуры человека, необходимо мысленно расчленить её на части, обнажить её внутреннее устройство, рассмотреть соединения, изучить их действие и противодействие, узнать их особенности, осознать основу явления, скрытое и постоянное, чтобы поистине увидеть и суметь отобразить то прекрасное и неделимое целое, что движется в виде живого организма перед нашими глазами.

Нарцисс, смотрящийся в воду (Брюллов К.П.) На протяжении нескольких веков целые поколения художников срисовывали слепки античных статуй и отображали живых моделей, стараясь удержать их в своей зрительной памяти. К примеру, русский живописец Алексей Егоров мог по памяти изобразить множество античных статуй в любом ракурсе.

В первой половине девятнадцатого века К.П. Брюллов, В.К. Шебуев, Ф.А. Бруни, А.Е. Егоров, а в конце девятнадцатого – начале двадцатого столетий мастерские Д.Н. Кардовского и И.Е. Репина в петербургской Академии художеств, В.А. Серов в Московском училище живописи, ваяния и зодчества занимались обучением и развитием художников, многие из которых стали подлинными виртуозами в мастерстве изображения живой обнажённой натуры.

Франческа да Римини (А. Шеффер) По мере развития изобразительного искусства двадцатого века педагогическое значение изображения обнажённого тела сохранилось, так же, как не угас и интерес художников к отображению обнажённой натуры. Она представлена на картинах И.И. Машкова, А.А. Пластова, А.А. Дейнеки, П.П. Кончаловского, А.А. Мыльникова. Однако в современной живописи всё большее значение приобретает рисование без натуры, используя воображение, что позволяет резко усилить экспрессивную интерпретацию образа человека.

На протяжении столетий обнажённая натура является одной из наиболее привлекательных в искусстве тем. Но если бы не прекрасные обнажённые античные статуи, то возможно, традиция отображения человеческого тела прервалась бы навсегда.


Бегущие девушки (А.А. Дейнека)
Бегущие девушки.
А.А. Дейнека.
1941 г.

Обнаженная (Х. де Персеваль)
Обнаженная.
Х. де Персеваль.
1976 г.

Полдень (А. Лопатников)
Полдень.
А. Лопатников.
1997 г.



А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я



Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки.