Гомеровский период в искусстве
Со временем ахейцев, которых изрядно ослабила Троянская война, завоёвывают доряне. И далее в истории древнегреческого искусства начинается гомеровский период – девятый – восьмой века до н.э. Ему присуща бытовая патриархальность, примитивность формирующейся культуры, раздробленность мелких хозяйств.
В этот период развивалась скульптура геометрического стиля.
Создавались статуэтки культового характера, посвящённые божествам. Они находились в храмах или были предназначены для могил.
Чаще всего это были фигурки с лишь намеченными конечностями и чертами лица. Они создавались из обожжённой глины. И лишь только иногда скульпторы принимались за сложные задачи, которые решали достаточно оригинальными стилевыми методами.
В основном геометрические статуэтки были предназначены для созерцания их в профиль. Они создают впечатление плоскостных, похожих на изображения на амфорах.
Огромное значение в них придаётся силуэту, и лишь позднее мастера начинают уделять внимание объёму. Элементы пластического восприятия художником мира лишь начинают намечаться.
Скульптуре геометрического стиля ещё мало присущи произведения сюжетного характера, такие как, к примеру, хранящееся в Метрополитен-музее Нью-Йорка изображение кентавра и человека, созданное из бронзы и рассчитанное на боковое восприятие. И уже здесь можно отчётливо проследить то, что появится в греческой архаике лишь позднее – обнажённость фигуры мужчины, подчёркнутая мускулатура плеч и бёдер.
Во второй половине восьмого века до н.э. в геометрическом стиле прослеживаются черты, которые говорят об отказе от строгих правил, сковывающих его ранее.
У мастера появляется желание показать фигуру животного, человека, разнообразные предметы не схематично, а более живо. По этому признаку можно заметить начало отхода от условности скульптур и росписей.
С течением времени древнегреческие художники переходят к более жизненно конкретным и полнокровным образам.
И уже на закате геометрического стиля намечаются первые приметы того процесса, который в дальнейшем приведёт от условности форм, присущим ранней античности в геометрическом стиле, к предельной конкретности воспроизведения реальности в произведениях искусства более поздней античности.
С момента возникновения более сознательных знаний человека о мире появляется необходимость не схематического, а детализированного изображения, приведшая к кризису геометрического стиля.
Элевсинская амфора с геометрическими мотивами. Элевсинский археологический музей. VIII в. до н.э.
|
Сидящий (пьющий) мужчина. Храм Артемиды Орфии. Спарта. Музей. Конец VIII в. до н.э.
|
Керамическая вааза с геометризированным орнаментом. Гомеровский период.
|