Абстрактный экспрессионизм
Абстрактный экспрессионизм возник в послевоенный период развития абстрактного искусства (конец 40-х – 50-е гг. XX века). Данный термин был введён ещё в двадцатые годы искусствоведом из Германии Э. Фон Зюдовым, чтобы обозначить отдельные аспекты экспрессионистского искусства. В 1929 г. американец Барр использовал термин для описания ранних работ Кандинского, а в 1947 г. назвал произведения Поллока и де Кунинга «абстрактно-экспрессионистскими».
С того момента понятие «абстрактный экспрессионизм» закрепилось за достаточно обширным и технически и стилистически разнообразным полем абстрактной живописи, а позже и скульптуры. Направление изначально получило бурное развитие в Америке и Европе, а затем и во всём мире. Пик популярности направления – пятидесятые годы XX века.
Непосредственными родоначальниками абстрактного экспрессионизма являются экспрессионисты, орфисты, ранний Кандинский, сюрреалисты и дадаисты, с их принципом психического автоматизма. Философско-эстетической основой для абстрактного экспрессионизма явилась отчасти популярная после войны философия экзистенциализма.
Абстрактный экспрессионизм продолжил заложенное сюрреалистами и Кандинским «освобождение искусства от контроля мышления, логики и, более того, от традиционных законов цветовых взаимоотношений и цветового синтаксиса средиземноморско-европейской культуры. Девиз представителей данного направления: «Освобождение от формализма, правил, господства циркуля и линейки. И в первую очередь – освобождение от тиранических законов формы, внесение на полотно свободно струящегося цвета». (Карл Рурберг).
Главенствующим принципом творчества художников этого направления стало автоматически-спонтанное нанесение красок на полотно, исключительно под влиянием эмоциональных состояний и субъективных настроений. Гнев, радость, страдание, страх, страсть буквально выплёскиваются художниками на картины потоками красок.
Абстрактные экспрессионисты используют самые разные манеры письма – от обычного письма кистью до нанесения красок шпателем, выдавливания из тюбиков, разливания их из банок, разбрызгивания из пульверизатора и т. п. Соответственно настолько же разнообразны и отображающиеся структуры цвета – и по цвету, и по форме – от монохромных до бьющего по нервам роскошного буйства красок, у которого нет аналогов ни в традиционной живописи, ни в природе.
Лавандовый туман. Джексон Поллок.
|
Поздняя живопись. Вильям де Кунинг.
|
Композиция в сером, розовом и голубом. Пит Мондриан.
|