Главная > Гостевая > Словарь


А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Индийская (раджпутская) миниатюра


(от названия индийской территории Раджастхан и индийских княжеств)

Кортеж раджпутского раджи (раджастанская школа около 1760 г.) Раджастханская или раджпутская миниатюра - одна из ведущих школ индийской миниатюры шестнадцатого – девятнадцатого веков. Постепенно её влияние распространилось на Раджастхан, на территории раджпутских княжеств и Центральную Индию.

Для раджпутской живописи характерны эпические и религиозные мотивы, но ограниченный круг тем компенсировался тонкой передачей красоты природы, проникновенностью лирических переживаний. Но даже позже когда художники, создающие раджпутскую миниатюру, научились писать сложные композиции, с тщательно прорисованными фигурами животных и людей, деревьев и деталями архитектуры (здесь сказалось влияние могольской миниатюры), общий живописный характер данной школы всегда был декоративным.

Дурга и демон Махиша (миниатюра раджпутской школы, 1750 г.) Для раджпутской миниатюры, в её самых оригинальных образцах, которые были свободны от воздействия могольской миниатюры, присуща плоскостная, условная трактовка всего окружающего, в том числе и фигуры человека, подчёркнутый контур. Её самой сильной чертой стал колорит, для которого характерны насыщенные чистые цвета. В раджпутской миниатюре цвет, как правило, локален.

Типичным примером такого рода живописи является миниатюра «Любовная сцена», которая относится к концу XVII века – школа Басоли. Звучные аккорды тёмно-синих, красных и жёлтых тонов контрастируют с нежными и мягкими оттенками хоть и условно, но выразительно изображённых фигур. Здесь на первом месте не сюжет, довольно сам по себе незначительный и взятый из любовной литературы XIII – XIV века, а его мажорное, по колориту и сугубо декоративное лирическое толкование.

Расцвет раджпутской миниатюры в школе Кангра относится к периоду XVIII – начала XIX века. Битва (миниатюра, раджастханская школа, XVI в) Под воздействием могольской живописи углубляются ноты реалистичности в миниатюре. Это касается жанрового характера определённых сцен, изображения природы. Декоративное мастерство живописцев также становится более изощрённым, что выражается в утончённости, сложности линейного ритма, колористической изысканности лучших произведений данного периода.

В конце XVIII века художественный уровень раджпутской миниатюры ощутимо снижается. Постепенно она сливается с народным лубком, которому присущ преимущественно культовый характер. Сложно переоценить значение для индийской культуры Средних веков декоративно-прикладного искусства, в том числе и важное значение раджпутской миниатюры.

Кришна и молочницы (Школа Кангры, около 1800 г.)
Кришна и молочницы
Школа Кангры
около 1800 г.

Радха и Кришна в роще (Школа Кангры, около 1785 г.)
Радха и Кришна в роще.
Школа Кангры
около 1785 г.

Вайкутана. Рай Вишну (Раджастанская школа около 1750 г.)
Вайкутана. Рай Вишну.
Раджастанская школа
около 1750 г.



А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я



Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки.