Гомеровский период: специфика
Со временем ахейцев, которых изрядно ослабила Троянская война, завоёвывают доряне. И далее в истории древнегреческого искусства начинается гомеровский период – девятый – восьмой века до н.э. Ему присуща бытовая патриархальность, примитивность формирующейся культуры, раздробленность мелких хозяйств.
Внутренняя собранность и решительность эллинов в то время находили отзвук в предельном лаконизме росписей, с неумолимой резкостью, чёткостью и ритмичностью линий.
Упрощённость форм, условность изображений является результатом не излишней изощрённости, а стремления выразить графически общее понятие изображённого предмета и окружающего мира.
Ограниченность подобного принципа изображения заключается в отсутствии индивидуально-конкретных черт образа.
Его ценность в том, что человек, находящийся на ранней ступени развития, начинает вносить в окружающую действительность, которая кажется ещё хаотической и непонятной, элементы упорядоченности и систематичности.
Схематические геометрические образы начнут в дальнейшем насыщаться с большей конкретностью. При этом древнегреческие мастера не потеряют достигнутого в данном искусстве принципа обобщения.
В данном отношении росписи гомеровского периода являются первыми шагами в формировании художественного мышления античности.
В представленном дипилонскими вазами аттическом искусстве гармонично сочетаются формы, которые веками формировались в разных областях Древней Греции: в дорических центрах, на островах, в Беотии.
Особенно прекрасны сосуды, созданные в Аттике. Их росписи отличаются живостью и образностью.
Композиции амфор, созданных в Аргосе, максимально лаконичны, созданных в Беотии отличаются экспрессивностью, а изготовленных на островах Эгейского моря – нарядны.
При этом для всех художественных школ, чья специфика наметилась уже в гомеровский период, и в особенности для аттической, присущи общие характеристики: стремление к гармоничному соответствии чёткости композиции и её форм, нарастание интереса к изображению человека.
Скульптура геометрического стиля отличается не меньшим своеобразием, чем вазопись.
Керамику обычно украшала мелкая пластика. Небольшие фигурки животных из бронзы или глины крепились на крышках сосудов вместо ручек.
Керамические вазы. II п. VIII в. до н.э.
|
Керамика островных школ. IX в до н.э.
|
Аттическая керамика «строгого стиля». II п. IX в. до н.э.
|