Главная > Гостевая > Словарь


А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Поздняя классика: работы Скопаса


Скопас. Битва с амазонками. Мрамор. Рельефный фриз Галикарнасского Мавзолея. IV в. до н.э. Скопас – знаменитый древнегреческий скульптор периода поздней классики.

Родился на острове Парос и создавал свои произведения в разных областях Греции: Беотии, Аттике, Малой Азии, Аркадии между 370 и 330-ми годами. Для его памятников характерна пафосность и взволнованность чувств. Античные авторы упоминают более двадцати произведений Скопаса, хотя до нашего времени их дошло намного меньше.

Одним из знаменитых произведений того периода является статуя «Менады». Обуреваемые вакханкой и спутницей бога Диониса чувства передаются зрителю, включённому в переживание образа. Своей «Менадой» Скопас завоевал пространство для скульптуры. Однако хотя его статуя рассчитана на круговой обход и не является плоской, подобно «Дискоболу» Мирона, она исполнена всё так же и не может выйти из замкнутого «цилиндра», в котором исполняется её танец.

Скопас вместе с другими скульпторами участвовал в украшении рельефными фризами галикарнасского мавзолея. Вместе с другими он создавал изображения колесниц, амазономахию и кентавромахию. Из них от третьего фриза, созданного в 352-м году, сохранилось только несколько фрагментов. В них достаточно отчётливо ощущается стиль разных мастеров.

В рельефах Скопаса большее внимание обращено на экспрессию борющихся. Его фигуры размещены более свободно.

Скопас. Мелеагр (Римская копия. I п. IV в. до н.э. Ватикан) Поместить их ближе нельзя, так как эмоциональная экспрессивность каждой из них огромна. Если бы они были расположены ближе, то начали бы теснить друг друга.

У прочих мастеров превалирует интерес к декоративной игре складок плащей и одежд. На фризе галикарнасского мавзолея особый эффект производят светотеневые контрасты: драматизируют действие световые вспышки, которые сменяются глубокими тенями. Они вносят в сцену битвы тревогу, которая была чужда рельефам пятого века. В отличие от зофора Парфенона, где движение начиналось медленно, затем шло быстрее, а в конце опять замедлялось, заканчиваясь торжественным покоем, здесь движение часто прерывается, словно наталкиваясь на препятствие. А в следующее мгновение обнаруживается с ещё большей силой.

В изображениях фриза подчёркнуто чередование низких и высоких персонажей, которые стоят, опустившись на колени или во весь рост, порой лежат, упав, так что соединение верхних точек фигур порождает волнистую линию. Одновременно с этим показан подъём и спад напряжения сражения, изменение настроений. Ярость идёт наряду с отчаянием.


Скопас. Надгробие юноши. Мрамор. Около 340 до н.э. Национальный археологический музей. Афины
Скопас.
Надгробие юноши.
Около 340 до н.э.
Национальный
археологический
музей. Афины.

Скопас. Менада. Середина IV в. до н.э. Римская копия с греческого оригинала. Дрезден. Альбертинум
Скопас.
Менада.
Середина IV в. до н.э.
Римская копия
с греческого оригинала.
Дрезден. Альбертинум.

Скопас. Менада. Середина IV в. до н.э. Мраморная римская копия с греческого оригинала. Дрезден. Альбертинум
Скопас.
Менада.
Середина IV в. до н.э.
Римская копия
с греческого оригинала.
Дрезден. Альбертинум.

Скопас. Арес Людовизи (Копия с греческого оригинала, IV в. до н.э.)
Скопас.
Арес Людовизи.
IV в. до н.э.
Римская копия
с греческого
оригинала.



А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я



Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки.