Произведения абстрактных экспрессионистов
Абстрактный экспрессионизм возник в послевоенный период развития абстрактного искусства (конец 40-х – 50-е гг. XX века). Данный термин был введён ещё в двадцатые годы искусствоведом из Германии Э. Фон Зюдовым, чтобы обозначить отдельные аспекты экспрессионистского искусства.
Весьма разнообразен диапазон воздействия произведений художников данного направления – от символических чёрных иероглифов Пьера Сулажа и огромных медитативных, почти монохромных, с еле видными тоновыми флюктуациями картин Марка Ротко до повергающих в шок психику и глаза зрителей, «диких» по пластике, яркости и синтаксису полотен голландца Карела Аппеля.
Основными центрами возникновения абстрактного экспрессионизма были США и Париж, в котором после войны собралось огромное количество художников со всего мира. Между основополагающих фигур европейского абстрактного экспрессионизма в Европе можно упомянуть Пьера Сулага, Николая Де Сталя, Ганса Гартунга, Роджера Бисьера, представителей группы «Кобра» (К. Аппель, П. Алёхински, А. Ерн). В Америке это такие художники, как Уильям де Кунинг, Аршил Горки, Барнет Нойман, Адольф Готтлиб, Марк Ротко, Джексон Поллок.
Вместе с группой «Кобра», члены которой часто вводили в свои полотна элементы реальной действительности, используя при этом максимально кричащие и яркие краски и их сочетания (особенно это присуще К. Аппелю), в абстрактном экспрессионизме вычленяют такие направления, как информель, живопись действия, ташизм.
С середины пятидесятых годов абстрактный экспрессионизм превратился в мощное международное движение в искусстве, охватив почти все континенты. Полная свобода нанесения на полотно красок или обращения с пластическими формами, которая была провозглашена абстрактным экспрессионизмом, привела к возникновению бесчисленного количества последователей данного направления. Как результат – галереи, музеи и частные дома наводнились массой подделок. Впрочем, не все художники следовали правилу «полной свободы» безоговорочно. У Кандинского она была ограничена «законами внутренней необходимости», то есть эстетически-традиционными законами формо-цвето-образования, синтаксиса живописи. Послевоенный абстракционизм прямо не связывал себя с геометрической традицией абстракционизма, как это было у П. Мондриана, (К.С. Малевича.
Бродвей буги-вуги. Пит Мондриан.
|
Пламя. Джексон Поллок.
|
Красная площадь. В. Кандинский.
|