Дарьяльское ущелье
(от персидск. «дар» - «дверь»).
Самое узкое, до трёхсот метров, малонаселённое ущелье Хеви. На первом километре Дарьяльского ущелья расположен так называемый замок Тамары. На втором километре от Дарьяльского ущелья отходит Кистинское ущелье, из которого впадает в Терек река Кистинка. На четвёртом километре находится Гилетский мост, где на левый берег Терека переходит шоссе, которое идёт дальше по направлению к селу Казбек.
От моста к селу Гвилети, озерам Тба, альпинистскому лагерю и Девдоракскому леднику, расположенному рядом, идут дороги. Высота самой низкой части Дарьяльского ущелья (Дарьяльский пост) – 1268 м.; высота Гвилетского моста – 1404 м. От Гвилетского моста до села Казбек – 8 км, с подъёмом на триста шесть метров. На этом отрезке Дарьял расширяется и постепенно переходит в Хевское ущелье.
В Дарьяле два населённых пункта: село Гвилети, в котором живут ингуши – выходцы из рядом расположенной Ингушетии и Дарьяльский пост, населённый несколькими мохевцами. Замок Тамары – это остатки защитных сооружений Дарьяльского прохода, которые воздвигнуты в первые века нашей эры: II – III в. Скала, на которой располагается замок, подымается почти на шестьдесят метров над Тереком и стоит в начале ущелья, напротив его самой узкой части. Сохранилась западная башня замка, а также остатки замковых стен, толщиной в 1 – 2 метра и просечённый в них сводчатый проход.
Из крепости открыт вид на Терек, Дарьял и расположенное на востоке Кистинское ущелье. К северу от скалы видна боевая башня, наполовину разрушенная временем, а у подножия скалы – развалины дарьяльского укрепления, которое было выстроено российским самодержавием во время строительства дороги в начале девятнадцатого века.
В народных легендах скала и выстроенные на ней сооружения связываются с эпохой расцвета Грузии в одиннадцатом – тринадцатом веках. В народе Тамару Имеретинскую, по прозвищу «Коварная», заключённую в этом замке в шестнадцатом веке отождествляют с воспетой в двенадцатом – тринадцатом веках Руставели царицей Тамарой. Лермонтов в балладе «Тамара» переосмысливает одну из этих легенд. Использует эти легенды и Маяковский, когда после поездки по Военно-Грузинской дороге блестяще пародирует в своём стихотворении «Тамара и Демон» легенду о Тамаре. Дарьяльскому ущелью посвятили свои картины многие выдающиеся художники: А.И. Куинджи, А.И. Мещерский, И.К. Айвазовский.