Главная > Гостевая > Словарь


А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Бакст Лев Самуилович


(1866-1924 г.)

Лев Самуилович БакстРусский театральный художник и живописец, график. Входил в состав объединения «Мир искусства». Жил, начиная с 1909 г., преимущественно в Париже. Стилизовал, в качестве декоратора Русских сезонов, восточные и античные мотивы, создав в декорациях спектаклей утончённо-фантастическое зрелище.

Отец Л. С. Бакста был мелким коммерсантом и чтобы поступить вольнослушателем в Академию Художеств, будущему художнику пришлось пойти против его воли. В Академии он учится четыре года – с 1883 по 1887, но покидает её стены, разочаровавшись в академической подготовке. Далее занимается самообразованием, изучает технику акварели, зарабатывает иллюстрированием детских журналов и книг.

В 1889 году Бакст впервые выставляет на суд публики свои работы. Подписывается псевдонимом Бакстер (сокращённая фамилия бабушки матери). В период с 1893 по 1899 годы художник упорно работает над собственным стилем. В это время он живёт в Париже, при этом часто посещая Петербург. Бакст, совместно с К. А. Сомовым, А. Н. Бенуа, С. П. Дягилевым, становится одним из основных организаторов создания объединения «Мир искусства». Стали известными графические работы художника для журнала «Мир искусства». Продолжает работать Бакст и в области станкового искусства – его кисти принадлежат прекрасные портреты Ф. А. Малявина (1899 г.), И. И. Левитана, З. Н. Гиппиус (1906 г.), А. Белого (1905 г.), живописные портреты С. П. Дягилева с няней (1906 г.), В. В. Розанова (1901 г.).

У критиков вызвала яростные споры картина художника «Ужин» (1902 г.), написанная в необычном на то время для русского искусства стиле модерн. Не менее сильное впечатление произвело на публику полотно «Древний ужас» (1906 – 1908 г.), где символически воплощена идея неотвратимости судьбы.

В годы первой русской революции Бакст работает в сатирическом журнале «Жупел», затем в журналах «Золотое руно», «Аполлон», «Сатирикон». В это время он занимается декорациями – оформляет выставки, интерьеры и книжной графикой. Но уже к концу 1900-х годов начинает работать исключительно в театре, создавая лишь в виде исключения графические портреты близких людей. В историю Лев Бакст вошёл именно как выдающийся театральный художник-модернист.

Подсолнухи (Л.С. Бакст) Лев Самуилович начал работать в театре ещё в 1902 году, оформив пантомиму «Сердце маркизы». Потом был поставлен балет «Фея кукол» (1903 г.), который имел успех преимущественно благодаря декорациям художника. Он оформляет ещё ряд спектаклей, создаёт костюмы для некоторых артистов. Им был создан костюм Анны Павловой в знаменитом «Лебеде» М. М. Фокина (1907 г.).

Наиболее ярко его дарование декоратора проявилось в балетных спектаклях «Русских сезонов», а затем «Русского балета С. П. Дягилева», таких как «Клеопатра», 1909 г.; «Карнавал»  и «Шехерезада», 1910 г.; «Нарцисс» и «Видение розы», 1911 г.; «Дафнис и Хлоя», «Синий бог» и «Послеполуденный отдых фавна», 1912 г.; «Игры», 1913. Декорации к спектаклям поразили даже искушённую западную публику силой и богатством цветов, изощрённой фантазией и необычными приёмами оформления, которые дали начало новой эпохе в балетной сценографии.

Имя Лева Самуиловича Бакста, как ведущего художника «Русских сезонов», прославилось не менее имён знаменитых балетмейстеров и исполнителей. С разных театров на него сыпались интересные заказы. Все эти годы Бакст живёт в Европе, и только изредка приезжает в Россию. Связано это не только с тем, что он должен был постоянно находиться при балетной труппе, но и с тем, что он, как еврей, не имел права на жительство в Петербурге и не мог остаться там надолго. Такое право он получил лишь в 1914 году, с избранием в члены АХ. Однако Первая мировая война окончательно развела его с Россией.

Художник всё ещё сотрудничает с С. П. Дягилевым, но между ними нарастают разногласия, и в 1918 году Бакст оставляет труппу. Он без устали работает, но уже не создаёт ничего принципиально нового. Смерть от отёка лёгких настигает художника в период его славы, хотя и начинающей увядать, но всё ещё очень яркой.

Абрамцево кудринская резьба
Абрамцево-кудринская резьба
на токарной основе.

Папоротник цветёт
Папоротник цветет.
Холст, масло, липа,
корень кустарника.

Блюдо
Блюдо.
Абрамцево-кудринская резьба.



А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я



Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки.