Шинуазери – это китайские мотивы, наполненные экзотикой, а также стилистические приёмы искусства средневековья в европейской живописи, архитектуре и декоративно-прикладном творчестве (фаянс, фарфор и интерьеры) в искусстве восемнадцатого века.
Шинуазери – это стилевое направление, которое начало развиваться как ответвление стиля рококо.
В Европе были популярны фигуры китайцев на фоне фантастических пейзажей. Эти росписи украшали различные предметы. Источником таких росписей могли быть кобальтовые росписи, которые украшали китайский фарфор. Особенно в китайском искусстве восемнадцатого века были популярны росписи с изображением резвящихся в саду мальчиков. Однако если в Китае такие росписи символизировали желание семейного процветания и мужского потомства, что было связано с культом предков, то в росписях, которые декорировали русский фарфор, такие сюжеты имели лишь вид забавных гротесков.
Подобное изображение неуклюжих фигурок с большими головами, свойственными стилю рококо, одетых в мешковатые одеяния, которые ловят сачком бабочку или наблюдают за птичьим полётом, строят карточный домик или играют на музыкальных инструментах было слишком далеко от по-настоящему динамичных и живых героев китайских композиций.
Фарфоровые частные заводы, которых в Европе середины девятнадцатого века насчитывалось уже шестьдесят, внесли немалый вклад в процесс исторических стилевых поисков. Художники данных производств активно применяли тематику дальнего востока в декорировании создаваемых изделий. Но в качестве образца они использовали не настоящие японские или китайские произведения, а композиции, которые ранее были разработаны в изделиях ведущих заводов Европы.
В начале двадцатого века начинает популяризироваться эстетика рококо. Особым образом это проявилось в работах Константина Сомова. В его изысканно-галантном мире оживают не только кавалеры и дамы прошедших столетий, но и стиль шинуазери. В его искусстве можно увидеть яркие ткани, ширмы, китайские фонарики.
Особым спросом стиль шинуазери начал пользоваться в период арт-деко. Это видно по декоративно-прикладному искусству 1920-х – 1930-х годов. Китайский стиль виден в форме чернильниц, пепельниц, ламповых плафонов, а также в оформлении посуды из фарфора.
|
|