Главная > Гостевая > Словарь


А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Классический период: история скульптуры


Фронтоны храма Зевса в Олимпии. Мрамор. V в. до н.э Значительное место в раннеклассическом периоде в искусстве Древней Греции (рубеж VI – V веков до н.э.) занимает декоративная скульптура.

Несмотря на то, что от архаического периода в скульптурах сохранилась симметрия композиции, условность искусства эпохи архаики в эгинских фронтонах начинает преодолеваться.

Начинают создаваться круглые скульптуры, фигуры объединяются одним действием, при изображении человека исчезает неловкость и скованность, движение становится более естественным и свободным, показывается более совершенно.

Фрагмент восточного фронтона храма Зевса в Олимпии Во второй четверти пятого века до н.э. в греческом искусстве происходят немалые перемены. Ярким свидетельством этому являются созданные из мрамора статуи фронтонов храма Зевса в Олимпии.

В сдержанной и проникнутой торжественностью восточной композиции отображён момент перед состязанием царя Эномая и героя Пелопса. Рядом с величественным Зевсом показаны соперники, а далее – женские лирические образы. По бокам – лошади и колесницы, мальчик, прорицатель, возничие. Отдельные фигуры представлены в сложных позах – в неудобном, словно промежуточном положении между действием и покоем, стоящими на одном колене.

В углах фронтона более статичные фигуры в полулежачем положении – олицетворения олимпийских рек Алфея и Кладея, которые персонифицированы в изваяниях и воспринимаются словно оригинальный пейзаж в пластике. Кентавр Эвритион и Деидамия, невеста Пирифоя (Западный фронтон Храма Зевса в Олимпии)

В композиции появляется красноречивый язык поз и жестов, присущий ранней классике. Поворот головы Зевса убеждает зрителя в том, что победителем станет стоящий перед ним и задумчиво сосредоточенный Пелопс, а не стоящий подбоченясь самоуверенный Эномай. В тему проникнутого торжеством настроения вплетаются ноты ощущения нежданной беды и настороженности. Пригорюнилась Гипподамия, опечален жрец-прорицатель.

В расположении фигур западного фронтона, где возле Аполлона изображены греки, сражающиеся с кентаврами, ощущается меньше торжественности и больше динамичности. Античный поэт Овидий повествует о бесчинствах, творимых кентавром Эвритом и прочими «тучеродными зверями» на свадьбе Пирифоя:


"С Гипподамией свой брак справлял Пирифой Иксионов.
Вот тучеродных зверей - лишь столы порасставлены были -
Он приглашает возлечь в затенённой дубравной пещере...
Вдруг замешался весь пир, столы опрокинуты. Силой
Схвачена за волоса молодая супружница.
Эврит Гипподамию влачит, другие - которых желали
Или могли захватить".

Дейдамия. Западный фронтон храма Зевса в Олимпии. 460-450 гг. до н.э. Олимпия. Музей
Дейдамия.
Западный фронтон
храма Зевса.
460-456 гг. до н.э.
Мрамор.
Олимпия. Музей.

Прорицатель, прислужница. Фрагмент восточного фронтона храма Зевса в Олимпии. 460-456 гг. до н. э. Мрамор. Олимпия, музей
Прорицатель, прислужница.
Фрагмент восточного фронтона
храма Зевса.
460-456 гг. до н.э.
Мрамор.
Олимпия. Музей.

Голова Аполлона с западного фронтона храма Зевса в Олимпии. 470—456 гг. до н.э. Мрамор. Олимпия, Музей
Голова Аполлона
с западного фронтона
храма Зевса в Олимпии.
470—456 гг. до н.э.
Мрамор.
Олимпия, Музей.



А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я



Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки.