Гомеровский период: особенности
Со временем ахейцев, которых изрядно ослабила Троянская война, завоёвывают доряне. И далее в истории древнегреческого искусства начинается гомеровский период – девятый – восьмой века до н.э. Ему присуща бытовая патриархальность, примитивность формирующейся культуры, раздробленность мелких хозяйств. Зодчество того периода исследователи изучают по строкам поэм Гомера.
Друг, мы, конечно, пришли к Одиссееву славному дому,
Может легко он быть узнан меж всеми другими домами:
Длинный ряд горниц просторных, широкий и чисто мощеный
Двор, обведенный зубчатой стеною, двойные ворота
С крепким замком, - в них ворваться насильно никто не помыслит".
В тот период создавались редкие скульптурные памятники. Они были просты по форме и невелики по размерам. Особенно популярным стало украшение сосудов. Древние греки относились к ним не только лишь как к предметам, необходимым в быту. В различных и иногда причудливых керамических формах, созданных до девятого века до н.э., проявлялась простота выражения чувств людей, их создавших.
Сосуды, как правило, были покрыты простейшими орнаментами, состоящими из треугольников, кругов, ромбов и квадратов. Со временем эти узоры усложнились, а форма ваз стала более разнообразной.
В конце девятого – начале восьмого века до н.э. появляются вазы, чья поверхность была всплошную украшена орнаментами. Тулово амфоры, которая сейчас хранится в мюнхенском музее прикладного искусства, разделено на фризы (тонкие пояса), на которые нанесена геометрическая роспись, напоминающая кружево. Кроме узоров на поверхности амфоры изображены птицы и животные. Для них он выделил специальные фризы, один из которых находится в верхней части горла, второй – в начале тулова, а третий – возле днища.
Для ранних ступеней развития искусства различных народностей присущ принцип повтора. Это свойственно и греческому искусству, в частности, – керамическим росписям.
Для росписи данной вазы художник использовал повтор в изображении птиц и животных. Но при этом даже в самых простых композициях на тулове, горле и у днища видны различия. Лани, изображённые вверху сосуда, спокойны. Они щипают траву и пасутся очень мирно. В том месте тулова, где начинается подъём ручек, форма вазы резко меняется. Животные изображены по-другому. Их головы повёрнуты назад, словно при сигнале опасности. Тела напряжены, словно лани готовы немедленно сорваться в бег. Плавный ритм контура сосуда нарушился, что отразилось также на изображении животных.
Пифос из Аргоса. Ок. 750 г.
|
Амфора из Аттики. Ок. 750 г. Мюнхен.
|
Надгробный кратер геометрического стиля. VIII в. до н.э.
|