Главная > Гостевая > Словарь


А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Поздняя классика: храм Аполлона


Храм Аполлона Эпикурейского (Эдвард Додвелл, Лондон, 1821 г.) Храм Аполлона – знаменитая постройка периода поздней классики (последняя треть пятого века до н.э.), возведённый зодчим Иктином.

Принципиальное новаторство зодчего отразилось в рельефе, где изображена гречанка, зовущая на помощь. Её руки разбросаны в призыве о помощи. Кентавр, в приступе дикой похоти, срывает с неё хитон, обнажая влекущую фигуру.

Трактовка одежд и торса, в которых обострённо сопоставляется ткань с обнажённым телом, отличается от гармонии, видной в статуях Мойр (богинь судьбы). Одежда Мойр служила отзвуком человеческого тела.

Храм Аполлона Эпикурейского в Бассах В рельефах храма звучат настроения различной тональности. Порой радостные, порой трагические, но при этом всегда лишённые уравновешенности и покоя.

Произведения конца пятого века пронизаны то элегической изысканностью образов, то драматической выразительностью. Утончённой красотой отличаются плиты пентеллийского мрамора с изображениями богини Ники, найденные на афинском Акрополе неподалёку от храма Бескрылой Победы. В древности эти плиты были закреплены на верхней части крепостной стены, которая служила балюстрадой для храма. Богине несли военные трофеи, закалывали жертвенных быков, развязывали перед входом в святилище обувные ремни. Чаще всего изображения богини Ники показаны в профиль, но одно из них, находящееся в центре, показано в анфас.

Ахилл сражается с Пенсифелеей (Фрагмент восточного фриза храма Аполлона в Бассах. Конец V в. до н.э.) Крылья Ники в сцене, где она снимает сандалию, служат фоном картины. Подобные волнам лёгкой ряби складки одежд производят впечатление прозрачных, передающих движения тела, потерявших материальность. Раскраска делает их ещё более красивыми. Рельефы балюстрады храма Ники отвечали новым взглядам и вкусам. Образы, чарующие своей воздушностью, воспринимались порой как видение из волшебной сказки, а порой как прекрасные афинянки, существующие в действительности.

В этот период творили мастера, отличающиеся друг от друга по художественным темпераментам. Это были портретист Деметрий из Алопеки, скульптор Алкамен, Пэоний, который создал статую Ники. Исполненная Пэонием около 421 года до н.э. Ника находилась в Олимпе на трёхгранном высоком постаменте. Она была заказана скульптору навпактянами и мессенцами после победы над спартанцами. Это произошло в 428 году при Сфактерии. Богиня, безмятежно парящая в воздухе, была показана плавно спускающейся вниз и приносящей городу победу.


Рельеф балюстрады храма Ники Аптерос. Пентеллийский мрамор. 410-400 гг. до н.э. Афины, Музей Акрополя
Рельеф балюстрады
храма Ники Аптерос.
Пентеллийский мрамор.
410-400 гг. до н.э.
Афины, Музей Акрополя

Битва лапифов с кентаврами. Фрагмент фриза храма Аполлона в Бассах. V в. до н.э. Лондон. Британский музей
Битва лапифов с кентаврами.
Фрагмент фриза
храма Аполлона в Бассах.
V в. до н.э.
Лондон. Британский музей.

Рельеф балюстрады храма Ники Аптерос. Пентеллийский мрамор. 410-400 гг. до н.э. Афины, Музей Акрополя
Рельеф балюстрады
храма Ники Аптерос.
Пентеллийский мрамор.
410-400 гг. до н.э.
Афины, Музей Акрополя.



А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я



Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки.