№ 91

91. Бракмону.

Среда, 1886 г.1

Дорогой Бракмон!
Портье, у которого вы спрашивали, будут ли снова устраивать выставку, должен был ответить вам сразу же после того, как было наконец найдено помещение, то есть неделю тому назад. Именно тогда вопрос о выставке был окончательно решен2. Открытие пятнадцатого. Нас буквально осаждают.

Как вам известно, на этой выставке могут участвовать художники, которые не послали своих работ в Салон. Это непременное условие. Что касается вас, то вы выполняете его. А ваша жена тоже?

Моне, Ренуар, Кайботт и Сислей не ответили на призыв. Деньги на расходы достали благодаря одной комбинации, которую мне сейчас некогда вам объяснять. Если входная плата не возместит этих издержек, то придется обойти с подносом всех участников выставки. Помещение менее просторное, чем нам нужно, но расположение прекрасное. Это второй этаж Мэзон Дорэ, на углу улицы Лаффит.

Ответьте мне поскорей и извините, что вам так поздно сообщили о выставке. Портье должен был сделать это неделю тому назад. Передайте привет мадам Бракмон.

Ваш старый друг Дега.

Ул. Фонтен, 19 бис.


1 В издании 1945 г. это письмо было неверно датировано 1876 г. и связано с подготовкой третьей выставки «Анонимного общества» 1877 г. Ошибка эта была исправлена Джоном Ревалдом.
2 Инициаторами организации восьмой выставки «Анонимного общества» выступили в начале 1886 г. Берта Моризо, ее муж Эжен Мане, Гийомен и самый верный"и единственный постоянный экспонент Камиль Писсарро. Трудности возникли в связи с принятием на выставку картин друзей Писсарро — пуантилистов Сера, Синьяка и сына Писсарро, Люсьена. Однако здесь Писсарронашел неожиданную поддержку у Дега, заинтересовавшегося большой композицией Сера «Воскресная прогулка в Гранд-Жатт».

Выставка состоялась с 15 мая по 15 июня 1886 г. на ул. Лаффит, 1. В ней участвовало 17 художников: Дега, Берта Моризо, Камиль и Люсьен Писсарро, Сера, Синьяк, Гоген, Бракмон и м-м Бракмон, М. Кессет, Форен, Руар, Тийо, Зандоменеги, Гийомен, Шуффенекер и Одилон Редон. Участвовавшие в седьмой выставке К. Моне, Сислей, Ренуар и Кайботт на этот раз отказались, считая для себя невозможным выставляться с пуантилистами, а также с Гогеном и Шуффенекером.

Дега показал здесь две новые серии картин «Модистки» (две картины из дюжины исполненных в 1882—1885 гг.) и «Серию обнаженных женщин, купающихся, моющихся, обсыхающих, вытирающихся, причесывающихся или дающих себя причесывать» (10 пастелей).


Обкатка (Э. Дега, 1875-1876 гг.)

Крестьянки купаются в море на закате (Э. Дега, ок. 1875 г.)

Портрет Юджина Мане (эскиз, Э. Дега, ок. 1875 г.)




Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки.