№ 22

22. Бракмону.

[1879 г.]

Мой дорогой Бракмон, я приду к вам на днях, когда закончу два «изделия»1, которые у меня сейчас в работе и совсем на мази.

А пока я хочу задать вам один вопрос; правда, мне следовало сделать это несколько дней тому назад и в личной беседе, а не в письме. Я хочу спросить у вас, не можете ли вы дать работу в фирме «Авилан» одному славному малому, которого мне очень, очень рекомендовали2. Я говорю «славный малый» потому, что это в самом деле честный и интересный человек. К тому же он с детства знаком с работой по фаянсу. Хотите, я пришлю его к вам? Он, конечно, не должен знать, что я целую неделю медлил с этой просьбой.

Мне очень нужно и очень хочется побеседовать с вами о выставке3. Большая композиция превосходна. Какие красивые комбинации типов и тканей. Уверяю вас и мадам Бракмон, что это меня пленило. Но только в беседе можно высказать все, что думаешь.

Преданный вам Дега.
Ул. Лепик, 50


1 Дега называл свои произведения «les articles» — то есть «предметы», «изделия».
2 См. дальше — письмо к Бракмону № 28.
3 Здесь и в следующих письмах к Бракмону (до XXIV) речь идет о IV выставке «Анонимного общества» (или «независимых»), открытой с 11 апреля до 10 мая 1879 г. в доме 28 на авеню Оперы. В ней приняло участие всего пятнадцать экспонентов: Бракмон с женой, Кайботт, Кальс, Дега, Моне, Писсарро, Пиетт, Руар, Тийо, а также впервые, по рекомендации Дега,— Лебур, Мери Кессет, Форен, Зандоменеги и по рекомендации Писсарро — Поль Гоген. Дега хотел еще ввести в общество Рафаэлли, но столкнулся с энергичным противодействием. Ренуар, Сислей, Сезанн послали свои работы в официальный Салон (причем лишь Ренуар был туда допущен), а Б. Моризо вообще отказалась выставляться.

Дега показал на IV выставке 25 своих работ, в том числе пять расписных вееров, композиции «Танцовщица в ателье фотографа» (ок. 1877—1878; Москва, ГМИИ), «Танцовщица 265 в уборной» (1879; Винтертур, собр. О. Рейнхарта), первый и второй варианты «Школы танца» (ок. 1876; Нью-Йорк, собр. Уотсон-Уэбб и 1879; Нью-Йорк, музей Фрика), «Мисс Лола в цирке Фернандо» (1879; Лондон, Национальная галерея), «Две прачки, несущие белье» (ок. 1876—1878; Нью-Йорк, собр. Говарда Дж. Сейч), портреты Эдмона Дюранти (1879; Глазго, Художественная галерея), гравера Диего Мартелли (1879; Эдинбург, Национальная галерея, Шотландии), Людовика Алеви и Альбера Буланже-Каве (так называемый «Портрет друзей на сцене») и окончательный вариант «Портрета на бирже. Эрнест Мей» (ок. 1878—1879; Париж, Лувр; первый вариант был показан Дега на третьей выставке в 1877 г.).


Портрет Джулии Беллелли (Э. Дега, 1858-1859 гг.)

Натюрморт с ящерицей (Э. Дега, 1858-1860 гг.)

Дочь Иеффая (этюд, Э. Дега, 1859-1860 гг.)




Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки.