№ 215

215. Неизвестному.

Париж, 26 марта 1899 г.

Сударь!
Я не желаю выставляться1. Отвечая на ваше вторичное приглашение, я лишь принимаю меры предосторожности, чтобы не повторилась прошлая бесцеремонность. Я полагал, что моего молчания будет достаточно, что отсутствие моего письменного согласия будет, естественно, истолковано как отказ.

Итак, мсье, прошу вас не заявлять никаких прав на мою независимость, отказаться от каких бы то ни было предложений любителей или торговцев, желающих предоставить в ваше распоряжение мои произведения, и дать мне возможность верить, что эта международная выставка живописи — не коммерческая контора, а такая же, как любая другая выставка, например выставка на Марсовом поле или выставка акварелей.

Мне хотелось бы, чтобы ваш председатель, мой старый друг Уистлер, защитил мои права и не позволял относиться ко мне с таким неуважением. Он, вероятно, просто не подумал об этом.

Примите, мсье, уверения в моем совершенном почтении.

Дега

Разумеется, вы должны сразу же ознакомить с моим письмом всех членов вашего комитета или совета.


1 «Я не желаю выставляться». — Речь, видимо, идет об отказе принять участие во второй выставке организованного Уистлером Международного общества скульпторов, живописцев и граверов. На первой, в 1898 г., были показаны шесть картин Дега без его согласия (см. его слова о «прошлой бесцеремонности)». Художник повторил свой отказ в период организации Всемирной выставки 1900 г. Однако и там были показаны его произведения «Портрет в хлопковой конторе», «Репетиция танца» (собрание Хавемейер) и пять пастелей, в том числе «Семья Мант» (ок. 1880—1882; Бостон, Массачусетс, собр. Дж. Д. Кемерон-Бредли).


Девушка в красном (Э. Дега, ок. 1866 г.)

Стоящая женщина с обнаженным торсом (Э. Дега, 1866-1868 гг.)

Мадемуазель Фиокр в балете «Источник» (Эскиз, Э. Дега, 1866-1868 гг.)




Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки.